Рубрика: В центре внимания Образование и культура Общество Политика Так и живем! Что делать?

Шесть рукопожатий: Возможно на Алтае еще одна страница истории будет открыта

В 2019 году исполниться 210 лет, Змеиногорской чугунке, со дня  открытия…….. 

МИНИСТЕРСТВО 
ТРАНСПОРТА . _
АЛТАЙСКОГО КРАЯ 
(Минтранс Алтайского края)

Уважаемый Андрей Павлович!
На Ваше обращение, поступившее через интернет-приемную Губернатора
и Правительства Алтайского края в адрес Губернатора Алтайского края,
Председателя Правительства Алтайского края Томенко В.П. по созданию
официального регионального организационного комитета по подготовке
празднования 210-летия Змеиногорской чугунно-рельсовой железной дороги,
сообщаем, что Ваше предложение рассматривается Минтрансом Алтайского
края совместно с органами исполнительной власти.
О принятом решении, Вам будет направлена дополнительная информация.
Министр  А.Г. Дементьев

(Из ответа минтранса Алтайского края)

Безусловно Козьма Дмитриевич и его сын, продолжатель династии Фроловых — одни из самых ярких инженеров, изобретателей, основателей железных дорог России да и мира и не только..

Петр Фролов, уроженец Алтая был не только изобретателем, но и выдающимся организатором горнозаводского производства на Алтае, строительства и проектирования железных дорог в России, губернатором Томской губернии, сенатором, государственным деятелем.

В тот период и Томская губерния управлялась из Барнаула.

В 1764 году отец  Козьма Дмитриевич построил лежневую дорогу ,  самоопрокидывающуюся тележку, передвигавшуюся по деревянному настилу из продольных брусьев-лежней на прочных канатах и доставлявшую руду к месту переработки.

В 1806—1807 годах Петр Фролов вносил предложение о постройке конных рельсовых путей заводского назначения общей длиной более 300 км, а также сети водных путей сообщения, однако проекты приняты не были.

В 1806 году представил горному ведомству разработанный им проект чугунной дороги от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода.

Выгода была настолько очевидна, что в этом же году проект был утверждён.

Дело это было по тем временам абсолютно невиданное, и, чтобы получить добро на его осуществление, Фролову пришлось долго обосновывать необходимость постройки.

Тут решающую роль сыграл напористый характер, доставшийся Петру Козьмичу от отца ,как и его личный авторитет горного инженера в ранге полковника, поручительство за сына у руководства кабинета министров Российской империи.

А замыслы у «Сибирских Стефенсонов» оказались прямо-таки наполеоновскими.

Фроловы задумали построить железную дорогу в 300 километров, но денег ему дали только на двухкилометровую ветку между Змеиногорском рудником и Змиевским сереброплавильным заводом.

В эксплуатацию дорога длиной около 2 км — первая в России чугунная дорога с конной тягой— была сдана в 1809 году и функционировала более 25 лет.

 

А в 1806 — 1809 годах горный инженер построил двухкилометровую чугунно-рельсовую дорогу с конной тягой, соединившую Змеиногорский рудник с сереброплавильным заводом.

Для обслуживания дороги требовались всего две лошади и два человека.

После постройки железнодорожной ветки, барщинная отработка приписных крестьян на перевозке грузов между горными заводами сократилась в 500 раз.

Чугунка увеличивала эффективность перевозки руды в 25 раз, соответственно выпуск серебра , меди , свинца для нужд государства Российского.

 

Не случайно в мире и России, специалисты железнодорожники путевого хозяйства, историки инженерных сооружений и железнодорожной техники признают Алтайскую чугунку как «первая в мире наземной железная дорога».

Безусловно колею, лежнёвку, железные, чугунные, деревянные рельсы, настилы, придумали как средство ранее, для перемещения грузов различной тяжести в нутри предприятий металлургии, горно-обогатительной , оружейных, строительных и других отраслях, как в прочем и сегодня используют как вспомогательное средство, но это уже к рождению железных дорог не имело ни какого отношения.

Недаром исследователи называют алтайского изобретателя российским Стефенсоном.

Хотя англичанин Джордж Стефенсон испытал сконструированный им паровоз 25 июля 1814 года, когда чугунка с инженерными железнодорожными сооружениями Петра Фролова уже 5 лет работала в Змеиногорске.

Кстати говоря, она существовала здесь до 1949 года.

Некоторые исследователи утверждают, что Пётр Фролов первым ввёл чёткий железнодорожный график движения – повозки с рудой следовали строго по расписанию и времени.

Уроженец Алтая первым в России построил переносные рельсовые пути, впервые же осуществил механизацию погрузки подвижных составов и добился приоритета в статических и динамических испытаниях железнодорожных сооружений и рельсов.

И главное были заложены и обоснованы инженерные принципы строительства железнодорожной дороги на большие расстояния, в том числе и для транспортировки грузов и пассажиров.

Также Петру Фролову удалось объединить в своём железнодорожном проекте почти все элементы современной инфраструктуры железных дорог, чего не было прежде нигде в мире.

Земляное полотно, на значительной части сооружённое в виде пятиметровой выемки, виадук на деревянных сваях, мост на 20 каменных столбах высотой до 11 метров через реку Корболиху, поворотные круги для вагонеток и другие элементы.

К стати и до сих пор поворотные круги активно используют железнодорожники в мире, да и в горно-заводских, трамвайных , ремонта флота и других отраслях промышленности .

Нечто подобное в мире появилось только десятилетие спустя.

В Европе подобное инженерное сооружение с конструкциями железнодорожной инфраструктуры виадучного типа, появилось спустя 13 лет, в Америке через 17 лет, Англии более 5 лет

Чугунные рельсы крепились к шпалам четырьмя трёхвершковыми гвоздями – соответствовали почти гостовскими костылями.

И ширина дорожной колеи Петра Кузьмича вошла в железнодорожный стандарт.

Она равна 1067 миллиметрам и почему-то именуется не Фроловской или Алтайской, а Капской колеёй – от названия Капской провинции Англии, нынешнего региона ЮАР.

Общая протяжённость дорог в мире с такой колеёй оценивается в 112 тысяч километров.

В том числе на территории российского Сахалина – около 1000 километров.

Они достались СССР в результате разгрома Японии в 1945 году и лишь недавно были «перешиты» на общероссийский стандарт ширины в 1520 миллиметров.

Инженерные идеи на Алтае- Ползунова паровых двигателей (машин), Фроловская принципов создания и виадучного строительства магистральных железных дорог рожденных на Алтае, активно была подхвачена и развита инженерами в Европе, США, Англии.

Посольства, военная промышленная разведка иностранных государств Европы, активно работали на территории Российской империи, все новые и перспективные разработки и опыт в России передавались быстро и оперативно по дипломатической и курьерской почте.

Уже в то время наши западные «партнеры» активно препятствовали развитию инженерной мысли и производства в России.

Через коррумпированное либеральное правительство в том числе, ответственных чиновников и им это удавалось, как в прочем и лихие 90 годы нынешнего столетия в новой России.

Возможно на Алтае появится премия Петра и Козьмы Фроловых по уровню не ниже премии в крае Петра Аркадьевича Столыпина для поощрения лучших  изобретателей и рационализаторов, инженеров ,железнодорожников , транспортных строителей, работников металлургических отраслей ,речников, трамвайщиков, рудной промышленности , автомобилистов и т.д.

Возникнут новые традиции на уровне края

http://lawinrussia.ru/content/altay-rodina-zheleznykh-dorog-rossii-i-mira Алтай- родина железных дорог мира и России.

http://lawinrussia.ru/content/istoricheskaya-data-v-istorii-zheleznykh-dorog-rossii Историческая дата в истории железных дорог России

http://lawinrussia.ru/content/bez-proshlogo-net-budushchego-s-chego-nachinaetsya-rodina Без прошлого-нет будущего.

http://lawinrussia.ru/content/uslyshit-li-vlast-ne-pomnya-svoyu-istoriyu-my-poteryaem-rossiyu Услышит ли власть? Не помня свою историю, мы потеряем Россию.

http://lawinrussia.ru/content/mitropolit-sergiy-postavil-zadachi-po-vozrozhdeniyu-istoricheskoy-pamyati-regiona Митрополит Сергий поставил задачи по возрождению исторической памяти региона

 

Маевич А.П. почетный железнодорожник РФ, член союза журналистов России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

388 просмотров всего, 4 просмотров сегодня