Рубрика: Образование и культура Общество Так и живем!

История Алтая в жизни России

Как связаны Александр Невский и Змеиногорск?

В нашей стране одним из самых почитаемых святых является Великий полководец Александр Невский. После смерти князя его мощи были помещены сначала в одну раку, а затем во вторую, сделанную из серебра добытого большей частью на Змеиногорском руднике.

Святой благоверный князь Александр Невский после своей смерти был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. В 1380 году во Владимире открыты мощи нетленными и положены в раке поверх земли. В 1547 году князь был причислен к лику святых, а в 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку (т. н. «малая рака»), украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Малая рака

Первую раку изготовили по благословению патриарха Адриана в 1695 г. при правлении царей Петра и Иоанна Алексеевича.

Борта раки украшены медными позолоченными накладными пластинами с растительным орнаментом в технике высокой чеканки (цветы подсолнухов, тюльпанов и лилий). На боковых стенках находились 5 крупных медных позолоченных медальонов, чеканные надписи на которых сообщали о ратных подвигах князя и об сюжетах его жизни. В раке 1695 года мощи св. Александра Невского в 1723—1724 годах были перенесены в Петербург. Затем она помещена в новую серебряную раку.

Большая рака

Рака создавалась в 1746—1751 годы. Изготовление деревянной модели в натуральную величину было поручено резных дел мастеру Ивану Шталмееру. Официальным руководителем работ был назначен советник монетной канцелярии Иван Андреевич Шлятер. Оговаривалась возможность приглашения ростовских мастеров, чеканщиков из Москвы, мастеров-литейщиков с Санкт-Петербургского монетного двора, а также других потребных мастеров иноземцев. За их работой должен был наблюдать Захарий Дейхман, петербургский серебряных дел мастер. Общее руководство было поручено барону Ивану Антоновичу Черкасову. На изготовление изделия было запрошено 90 пудов (1500 кг) серебра 82 пробы, выплавленного на Петербургском монетном дворе. В 1748 г., когда модель была закончена, выяснилось, что многие уже изготовленные серебряные детали не годятся, и требуются другие модели. Чертежи для новой конструкции выполнили Грот, Шлягер и резчик Мартелли, который изготовил вторую модель. Помогал ему мастер от канцелярии от строений Иоганн Франц Дункер.

В 1749 г. началось изготовление серебряных деталей новой раки. В 1750 г. на работу было выделено серебро со Змеиногорского рудника выплавленное на Колыванском заводе.

При установке пирамиды выяснилось, что стихотворная надпись не видна, чего ради императрица указала приделать две фигуры ангелов со щитами, на которых нанести надпись, „дабы она от всякого видна была“. Поэтому в 1753 г. были дополнительно отлиты фигуры ангелов со щитами в руках по модели Альберто и Джанбатиста Джани. Каждый из ангелов весил 10 пудов 36 фунтов».

«30 августа 1753 года создание огромного монументального сооружения было завершено. Его вес достиг 89 пудов, 22 фунтов, 1 с третью золотника. Вся работа обошлась казне в 80 244 рубля, 62 копейки (пуд серебра в работе стоил 906 рублей 56 копеек). (1 золотник равен 4,266 гр.)»

Непосредственными авторами этого шедевра ювелирного искусства были сплошь иностранные серебряных дел мастера: Эрик Апельрот, Самуэль Зильгерштейн, Лоренцо Зильгерштейн, Георг Берг, Иоганн Окман, Герман Янн, Марк Бренер, Петер Лесс, Карл Дальберг, Фридрих Гемикинс, Карл Фридрих Весгрен, Георг Койн и Фридрих Ремерс. Русская бригада — Иван Евлампиев, Демид Михайлов, Петр Андреев, Гавриил Плотников, Андрей Афанасьев, Ерофей Еремеев, Василий Пономарев, Андрей Попов, Иван Соболев — занималась только чеканкой.

Пирамидальное трехъярусное изголовье служит величественным фоном всему сооружению. В середине второго яруса пирамиды помещен барельеф Александра Невского со знаменем в руке, на боковых сторонах саркофага — тематические рельефы, изображающие важнейшие события из его жизни»: победа над шведами на Неве в 1240 г.,

битва с ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 г. вступление в Псков и освобождение города (в том же году), сцена смерти и погребения князя в 1263 г.

Вскрытие мощей в 1922 году

После Революции в мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты, несмотря на активные протесты верующих. В последующие годы революционное правительство склонялось к тому, чтобы переплавить огромное серебряное изделие и продать, как это случилось со многими экспонатами музея, однако искусствоведы смогли отстоять и спасти уникальный артефакт.

В годы Второй мировой войны рака, в числе других ценных экспонатов, была эвакуирована с эшелоном музейных ценностей в Свердловск в 10 ящиках, для секретности пронумерованных вразнобой.

В годы войны роль князя для истории страны была переосмыслена и больше речи о ее переплавке быть не могло.

Она возвратилась в Ленинград в 1949 году, была отреставрирована и поступила в Отдел истории русской культуры. Экспонируется в концертном зале Эрмитажа.

Новое время

За долгие годы серебро покрылось черной патиной. И в 2012 году Эрмитаж приступил к реставрации памятника. Предварительно были проведены все необходимые исследования и экспертизы. Сегодня Эрмитаж обладает совершенным лазерным оборудованием для реставрации металла, которое позволяет снимать тончайшие слои патины (в несколько микрон), не затрагивая неокисленную поверхность. Именно такая уникальная на сегодняшний день методика применяется для реставрации мемориального комплекса раки Св. Александра Невского.

http://lawinrussia.ru/content/vozmozhno-na-altae-budet-otkryta-eshche-odna-stranitsa-istorii   Это еще одна страница истории Алтая и Змеиногорска.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

124 просмотров всего, 1 просмотров сегодня