Вице-губернатор Александр Климин рассказал «Толку» о том, что сдерживает рывок заводов и как снять «боль» строителей
Промпредприятия Алтайского края, исходя из запроса некоторых рынков, могли бы производить больше продукции, но их сдерживает дефицит кадров. Об этом, а также о том, что тормозит инвестиционную активность заводов, как велика роль оборонки, как отразилась смена собственников на ряде производств и какие инфраструктурные перспективы есть в застройке, «Толку» рассказал заместитель председателя правительства Алтайского края Александр Климин.
Нет задачи экономить на зарплатах
– Статистика и финансовая отчетность показывают, что в промышленности не падает доля прибыльных предприятий, а общая сумма чистой прибыли выросла значительно. В чем, на ваш взгляд, причина таких финансовых успехов предприятий? Удачная конъюнктура? Экономия на затратах, в том числе зарплатах, инвестициях? Что-то другое?
– Финансовую устойчивость алтайских предприятий в 2023 году обеспечили рекордный прирост объемов производства, работа над снижением себестоимости и выпуск более рентабельной продукции. Как результат – прибыль организаций обрабатывающих производств по итогам 2023 года увеличилась в 1,4 раза и почти достигла 65 млрд рублей.
Можно выделить еще одну причину роста чистой прибыли. Она отмечена в вашем вопросе как экономия на инвестициях. Это связано с несколькими факторами. Первый – увеличение стоимости банковских кредитов. Как правило, предприятия при реализации проектов вкладывают и свои средства, и привлекают заемные ресурсы. А с ростом процентных ставок по кредитам предприятия в ряде случаев вынуждены отказаться от займов и из-за этого «придерживают» свои вложения.
Еще один фактор – поиск новых партнеров по поставке оборудования. Сейчас предприятия ищут производителей из регионов России и дружественных стран, которые могут поставлять оборудование требуемого качества и надежности.
А вот задачи, как вы сказали, «экономить на зарплатах» у нас нет. Как вы знаете, зарплаты в промышленности Алтайского края растут хорошими темпами.
– Сегодня повсеместно говорится о высоком вкладе оборонки и ее роли локомотива в динамике развития промышленности региона. А какова сегодня доля продукции ВПК в общем «котле» производимой в крае продукции? Сохраняются ли трудности на оборонных предприятиях с тем, чтобы настроить мощности под потребности государства, как это было, например, осенью 2022 года?
– Сразу уточню, что основу нашей промышленности составляют предприятия гражданского сектора: вагоностроители, производители автокомпонентов, котлов, сельхозтехники, многих позиций химической продукции и кокса. Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) производят только 5% промышленной продукции региона. В последние годы эта доля сохраняется – одновременно расширяют выпуск продукции и оборонщики, и гражданские заводы.
В ОПК у нас работает несколько десятков предприятий, которые выпускают уникальную и востребованную продукцию. Она используется для комплектации артиллерийских систем, ракет, легкой военной техники, самолетов, систем ПВО, военных кораблей и подводных лодок. В статистике нет отдельного вида деятельности, в котором учитывались бы только предприятия оборонной промышленности, поэтому мы работаем напрямую с заводами и самостоятельно оцениваем показатели их деятельности.
Надо отметить, что за последние два года предприятия ОПК нарастили объемы производства более чем в 1,5 раза в денежном выражении. В 2022 году – на 27%, в 2023-м – на 20%. При этом по наиболее востребованным образцам продукции выпуск вырос в несколько раз. Например, только за 2023 год выпуск дизельных двигателей увеличился в два раза, а топливной аппаратуры к ним – в 1,6 раза. Существенное увеличение наблюдается и в производстве взрывчатых веществ.
Трудностей по наращиванию производственных мощностей, о которых вы спрашиваете, в крае нет. Предприятия отрасли работают стабильно, ряд заводов проводит поэтапную модернизацию и техперевооружение производства, ведет набор и переподготовку персонала.
Сегодня у нас другая первоочередная задача – обеспечение предприятий кадрами. Как раз в 2022 году основные вопросы по наращиванию производства, о которых вы упомянули, были связаны с необходимостью привлечения большого количества сотрудников на заводы.
Если помните, в ноябре 2022 года оборонные предприятия края заявляли потребность в 2,7 тыс. сотрудников до конца 2023 года. И задача по привлечению такого количества работников была выполнена – к 31 декабря 2023 года отрасль приросла на 3,5 тыс. человек, а на сегодня прирост составляет уже более 4,5 тысяч. Сейчас мы также продолжаем проводить системную работу по привлечению кадров на оборонные заводы. Еженедельный прирост работников составляет порядка 30-70 человек.
Хочу отметить, что не только приток кадров способствует росту объемов производств. Благодаря субсидии Минпромторга России на модернизацию производств, которую получили пять предприятий ОПК региона, на заводы поступили уже сотни новых станков, ведется строительство и реконструкция десятков новых производственных зданий. Благодаря этому выпуск продукции продолжит увеличиваться, причем по планам предприятий – еще более высокими темпами, чем сейчас.
Могли бы больше
– Тем не менее промышленники заявляли, что отрасли требуется еще около 7 тыс. работников. Хотя предприятия и выполняют взятые на себя обязательства. Это говорит о том, что при полной укомплектованности они могли бы делать больше, или о том, что сегодня действующие сотрудники работают на износ, работая «за себя и за того парня»?
– Да, я только что говорил, что потребность в кадрах была и остается высокой. На сегодня она составляет уже порядка 10 тыс. человек. Это и потребность гражданских заводов – около 7 тыс. человек, и оборонных предприятий – 2,7 тыс. человек. Но даже при таких кадровых проблемах предприятия выполняют свои обязательства.
Повторюсь, оборонщики в полном объеме исполнили задачи по гособоронзаказу. Что касается предприятий, выпускающих гражданскую продукцию, то они формируют заказы исходя из имеющихся трудовых ресурсов. Например, потребность в грузовых вагонах сейчас очень высокая, график производства по действующим заказам наших вагоностроителей уже уходит в 2025 год. Но возможности заводов, в том числе и кадровые, ограничены, и они из-за этого не могут принять все потенциальные заказы. Поэтому да, при большем количестве кадров они могли бы производить больше продукции.
Что касается работы на износ. На оборонных заводах существует особый режим труда, утвержденный на федеральном уровне. Он регламентирует сверхурочные работы, которые могут выполнять работники за дополнительную плату. Кто готов на это – имеют возможность заметно увеличить свой доход. Но еще раз подчеркну, что предприятия следят за соблюдением работниками требований охраны труда.
Делать выводы рано
– В 2023 году сразу несколько предприятий края, причем входящих в число крупнейших, сменили собственника или УК. По вашей оценке, как это повлияло на работоспособность, эффективность их работы? Как у властей выстроен диалог с новыми управленцами?
– Действительно, ряд ведущих предприятий Алтайского края сейчас интегрирован в крупные федеральные холдинги. К примеру, наши предприятия вошли в «Ростех», «Роскосмос», «Росхим» и другие. Основные слияния прошли в последние несколько лет. Вы сами прекрасно знаете, о каких предприятиях идет речь, – этот процесс широко освещался в СМИ.
Переход предприятий края «под крыло» крупных холдингов дает им новые перспективы развития. Так, приход новых собственников предусматривает инвестиционные вливания. Например, новый собственник «Сибэнергомаш-БКЗ» – компания ЕКС – планирует поэтапную модернизацию производственной площадки и уже в текущем году инвестирует в развитие алтайского завода более 0,5 млрд рублей.
Оборонные заводы, входящие в «Ростех» и «Роскосмос», в последние годы получают многомиллиардные субсидии Минпромторга России на расширение действующих производств, а также на организацию выпуска новых видов продукции. «Росхим» сейчас готовит программы развития производственных площадок края, попавших в их контур.
Мы находимся в постоянном контакте с собственниками и управляющими компаниями. Через головные организации для наших предприятий открываются дополнительные возможности по привлечению федеральных мер господдержки. Это видно на примере БМК «Меланжист Алтая». Нахождение предприятия в составе холдинга БТК позволило привлечь на строительство новой фабрики в Барнауле почти 4 млрд рублей по линии ФРП и Минпромторга в виде льготных займов и субсидий.
Если говорить об оценке деятельности этих предприятий в составе холдингов, то делать выводы сейчас преждевременно. Объективная оценка может быть дана по итогам нескольких лет работы, когда мы увидим итоги реализации программ развития. При этом негативных тенденций нами не зафиксировано – заводы работают стабильно, продолжают и даже наращивают выпуск продукции.
Застройщик может построить сети сам
– Один из ключевых вопросов дальнейшего развития Барнаула, Бийска, Новоалтайска и в целом правого берега – отсутствие либо инженерной инфраструктуры вообще, либо достаточных ее мощностей под новые объекты. Вы видите какие-то механизмы частно-государственного партнерства в решении этой задачи?
– Конечно, государственно-частное партнерство в любой сфере экономики, в том числе и в реализации строительных проектов, является одной из перспективных форм сотрудничества органов власти и частных инвесторов. У нас в крае есть примеры успешной реализации проектов ГПЧ: строительство тренировочного ледового комплекса для занятия зимними видами спорта в Рубцовске, ряд объектов в Барнауле и Бийске.
Мы внесли в законодательство поправки, которые позволят выделять застройщикам участки под жилищное строительство без конкурса – при условии, что часть построенных квартир будет передана региону или муниципалитету. Это жилье мы сможем предоставлять отдельным категориям граждан.
Участки для застройки, на которые мы хотели бы привлечь концессионеров, у нас в Алтайском крае есть. К примеру, в Индустриальном районе Барнаула, в квартале 2012, возможно строительство девяти 16-этажных домов. Участок обеспечен инженерной инфраструктурой, для этого правительство Алтайского края привлекло более 70 млн рублей федеральных средств.
Самая перспективная площадка в Барнауле сегодня – это район Потока. Здесь есть социальная и инженерная инфраструктура, благодаря программе переселения освободились участки от аварийного жилья. В договоре о КРТ будут закреплены обязанности по обеспечению участков необходимой инфраструктурой: зелеными зонами, тротуарами, освещением, а также расселением жильцов аварийных домов – тех, что не попали в программы, но согласны на переезд.
Если вы интересуетесь, можно ли с помощью государственно-частного партнерства обеспечить инженерной инфраструктурой участки под застройку, то скажу, что да, можно. Примеров уже реализованных концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры много. Причем это касается проектирования, реконструкции, эксплуатации и техобслуживания сетей.
Обеспечение инженерной инфраструктурой незастроенных участков возможно за счет нескольких инструментов. Это технологическое присоединение либо в рамках строительства коммуникаций за счет средств бюджета с последующей передачей их по договору долгосрочной аренды или концессионному соглашению ресурсоснабжающей организации, либо за счет средств застройщика.
Последний инструмент реализуется в большинстве случаев, когда застройщик обращается в ресурсоснабжающую организацию и вносит плату за техприсоединение или самостоятельно строит инженерные сети. Например, в Новоалтайске в апреле 2024 года администрация города приняла решение о КРТ участка по ул. Индустриальной. Причем договором предусмотрено строительство здесь не только домов, но и всей необходимой инфраструктуры – сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения.
Конечно, по механизму КРТ есть вопросы, которые требуют дальнейшего правового регулирования. Сейчас на федеральном уровне прорабатываются регламенты упрощения для застройщиков отдельных технических процедур и более четкий порядок работы с коммунальными сетями и объектами социальной инфраструктуры. Для эффективной реализации проектов КРТ необходимо соблюсти баланс интересов частного бизнеса и государства, сформировать единое прозрачное информационное пространство и обеспечить рентабельность проектов посредством предоставления мер господдержки.
Ежегодно правительство края направляет значительные средства на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры. В 2023 году на финансирование этих мероприятий было направлено 5,6 млрд рублей. Участвуем практически во всех госпрограммах, в том числе в тех, что направлены на стимулирование жилищного строительства.
Чтобы развивать поселок Южный, который сейчас застраивается, в 2023 году в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов реконструировали почти 8 км сетей водоснабжения и водоотведения.
Сейчас на Змеиногорском тракте строится новая многоуровневая развязка, что тоже немаловажно и для инвестиционной привлекательности, и для транспортной доступности этой части краевой столицы. Это значимый проект, и губернатор лично контролирует, чтобы строительные работы велись в утвержденном графике.
В этом году начался комплекс мероприятий по реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения для БМК «Меланжист Алтая». Для этого мы также привлекли значительные федеральные средства – более 2 млрд рублей. Ошибочно полагать, что эффект от проекта коснется исключительно предприятия. Реконструкция обеспечит качественным водоснабжением около 190 тыс. барнаульцев, появится возможность подключения новых потребителей Железнодорожного и Октябрьского районов города.
Впервые за много лет
Это автобусы большого класса, вместимостью более 100 человек. Они оборудованы системой кондиционирования для обеспечения комфортной температуры в салоне в теплое и холодное время года
– В Барнауле навязшая многолетняя проблема, но от этого не менее актуальная – транспортная. Очевидно, что для кардинального ее решения нужны инвестиции, которые одномоментно взять негде. Тем не менее какие-то проекты уже реализуются. Какие есть приоритеты в развитии дорожной сети города, помимо уже имеющихся? Что в перспективном «портфеле» значится как первоочередное? Как вы видите в решении этой задачи роль частных инвесторов?
– Государственно-частное партнерство благоприятно сказывается на любой сфере. Не буду пока раскрывать все детали, нам действительно поступают предложения от бизнеса по развитию городского общественного транспорта. Поскольку мы видим в этом огромный потенциал для улучшения жизни Барнаула и развития региона, то прорабатываем эти предложения с учетом действующего законодательства и финансовых возможностей края.
Мы понимаем, что работа пассажирского транспорта сегодня вызывает справедливую критику горожан. Но и у перевозчиков есть ряд проблем, тормозящих развитие отрасли: недостаток водителей и кондукторов, рост затрат на топливо и запчасти, отсутствие средств на обновление подвижного состава. Учитывая все эти факторы, правительство края приняло решение расширить мероприятия госпрограммы «Развитие транспортной системы Алтайского края». Мы заложили в нее приобретение трамваев и троллейбусов, ремонт тяговых подстанций и силовых вводов, финансовое оздоровление предприятий горэлектротранспорта.
За два последних года из краевого бюджета на эти цели направлено 1,15 млрд рублей. В текущем году мероприятия по модернизации инфраструктуры городского электротранспорта расширены. За счет краевых субсидий появляется возможность капремонта трамвайных путей и контактной сети. На данные цели предусмотрено 100 млн рублей, из них 50 млн – Барнаулу.
Правительство края оказывает существенную поддержку муниципалитетам и в части развития дорожной инфраструктуры – это тоже один из наших приоритетов. За время участия в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» в Барнауле отремонтировано и построено свыше 200 объектов протяженностью 304 км.
За счет привлечения федеральных средств по нацпроекту, инфраструктурного бюджетного кредита, индивидуальной программы социально-экономического развития региона с 2020 года в Барнауле построено 13 новых дорог, обеспечивающих проезд в новых микрорайонах. В этом году будет введено еще три объекта.
В 2023 году после реконструкции было открыто движение по путепроводу на пр. Ленина. Стоимость работ за счет средств инфраструктурного кредита составила порядка 2,1 млрд рублей. Обязательства по возврату средств взяло на себя правительство Алтайского края.
Еще раз хочу вернуться к значимому проекту в дорожной отрасли, который реализуется в Барнауле, – строительству новой транспортной развязки на пересечении Змеиногорского и Южного трактов. Строительство объекта такого масштаба проводится в регионе впервые за долгие десятилетия, выделено соответствующее финансирование – почти 3 млрд рублей.
Транспортный узел обеспечит беспрепятственное сообщение центра города с его промзоной, а также обеспечит высокий трафик движения грузопассажирского транспорта между федеральными дорогами А-321 «Барнаул – Кулунда – граница Республики Казахстан» и А-322 «Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан».
Подрядная организация закупила материалы и уже на следующей неделе приступит к первому этапу – модернизации труб водоснабжения, благодаря которой изменится жизнь целого города
209 просмотров всего, сегодня нет просмотров