Рубрика: Образование и культура Общество Так и живем!

«Я буду жить»: в Барнауле прошёл литературный вечер посвящённый 118-летию Мусы Джалиля

Местная национально -культурная Автономия татар города Барнаула под председательством Саиды Аминовой провела литературный вечер посвящённый 118-летию со дня рождения Мусы Джалиля.

Стихотворения Муса Джалиля читали на татарском и на русском языке Бахытчан Солтангазинова, Вагиза Мисвахова. Исполнили песню «Чишма жыры» (Родник) Рашида Муминова, Наталья Антонова, Надия Замалеева, Алла Галеева, Фарида Кропатина, Флора Захитова.

На экране показали фильм о Мусе Джалиле, прозвучала песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. В заключении вечера сделали общее фото и запись в
Участвовавшие в мероприятии студенты Академии гостеприимства остались очень довольны и написали свои положительные комментарии в «книге отзывов» местной национально-культурной Автономии татар города Барнаула.

Программу подготовили: Роза Геннадьевна Скулова, Наталья Хафизовна Антонова, Алла Хафизовна Галиева.

Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии в небогатой крестьянской семье.
В шесть лет Муса пошёл учиться в начальную татарскую школу-мектеб. Юношеские годы Мусы совпали с периодом больших социальных потрясений.
Активный, любознательный и очень впечатлительный подросток, увлечённый романтикой борьбы за свободу, был захвачен бурным потоком событий.
В 13 лет он вступает в ряды комсомола и рвётся на фронт, но его не берут из-за возраста. В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха. Чтобы не быть семье в тягость, он уходит в город и вливается в толпу беспризорной детворы. В эти месяцы он «ел, что попало, ночевал, где придётся, воровал».
Позднее с помощью одного из сотрудников красноармейской газеты, в которой были напечатаны его первые стихи, Муса становится курсантом Оренбургской военно-партийной школы, а затем — студентом Татарского института народного образования.
Перед началом Великой Отечественной войны Муса живёт большими творческими планами. Но суровая реальность перечеркнула все планы…
23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнёс в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму. Вначале поэт попал в формирующийся под Казанью артиллерийский полк конным разведчиком, то есть, ездовым. Когда стало известно, что рядовой Залилов — известный писатель, руководитель татарской писательской организации, его хотели или демобилизовать, или оставить в тыловой части. Но Муса решительно воспротивился этому и добился, чтобы его отправили в действующую армию. Он окончил краткосрочные курсы политработников и прибыл на Волховский фронт корреспондентской газеты «Отвага». 23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнёс в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму.
3 июня 1942 года Джалиль писал с Волховского фронта своему другу, но в июле 1942 года все связи с ним прервались. И, наконец, пришло уведомление, что Муса Джалиль пропал без вести…
Об ужасах фашистской неволи написано немало. Но никто не расскажет об этом так, как сами узники концентрационных лагерей и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии: «Я — татарский поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут от меня привет товарищам — писателям в Москве, сообщат семье».
В 1946 году бывший военнопленный Н.Терегулов принёс в Союз писателей Татарии маленький блокнотик, в котором убористым почерком было записано шестьдесят стихотворений Мусы Джалиля.
В следующем году бельгийский патриот Андре Тиммерманс, сидевший в одной камере с поэтом, переслал в Казань ещё одну тетрадь со стихами Джалиля. Стихи из этих блокнотов получили широкую известность под названием «Моабитские тетради». На одном из блокнотов со стихами Джалиля была обнаружена надпись, сделанная его рукой: «Другу, который умеет читать по-татарски и прочтёт эту тетрадку. Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезён в Берлин. Здесь он был обвинён в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды… и заключён в тюрьму. Его присудили к смертной казни. Он умрёт. Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них.… Если эта книжка попадёт в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти в свет, как стихи погибшего поэта татарского народа. Это моё завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А ещё через год Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете министров СССР присудил Мусе Джалилю — первому среди поэтов — Ленинскую премию за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».
Выросло уже не одно новое поколение людей, не знавших той страшной трагедии, но память о подвиге Мусы Джалиля живёт и в наши дни. Его именем названы улицы городов и одна из высочайших вершин в Антарктиде.
Он живёт в своих стихах и в памяти современников.
Память об этом человеке мы должны сохранить и передавать другим поколениям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

323 просмотров всего, сегодня нет просмотров