Рубрика: Общество Так и живем!

Бийская дамба может не справиться с весенним паводком

Бийчане опасаются, что дамба, построенная на Зеленом Клине, не справится со своими задачами во время весеннего паводка. Как сообщает «Бийский рабочий». При этом на ее возведение город рассчитывал ни один десяток лет.

Общая стоимость строительства составила 434 млн руб. Дамбу построили и сдали в эксплуатацию. Теперь же жители участков, традиционно считавшихся зоной подтопления, сомневаются на ее счет.

«У нас всегда по частному сектору на Старой Зеленке протекал ручеек. Небольшой, шириной сантиметров 30. Тут еще и речушка Лебедь была, потом ставшая Бордушкой. А теперь им стока в Бию нет – дамба перегородила. В итоге вода скапливается по эту сторону дамбы. Так еще пару лет и у нас тут озеро будет», — говорит председатель ТОС «Радуга» Раиса Подвойская.

Жители считают, что при строительстве дамбы проектировщик не учел сток естественных и грунтовых вод. Раньше топило только в половодье. Летом 2016 года в подворьях вода стояла на том же уровне, как будто река поднялась до 3,90, хотя не деле было всего 2,50 м. В итоге у жителей пропали все посадки.

Позже проблемы возникли с погребами. У жителей приречных районов они неглубокие, метра в полтора-два, у многих – идущие под углом. Их дно и стены стали намокать.

«Мы так поняли, что это дамба поддавливает грунтовые воды. Приходится почаще в погреб заглядывать, смотреть, что там, не поднялась ли вода. Одно дело, если намокнут банки с соленьями – их отмыл, и нет проблем. Другое дело – картошка, морковка. Их не спасти», — объясняет бийчанка, живущая у коммунального моста.

Однако жителей больше всего заботит, что будет с талыми водами весной. Пропускной канализации вдоль дамбы нет. Изначально в проекте дамбы, который сдавали на экспертизу в Москву, было предусмотрено строительство ливневки вдоль всей дамбы к очистным сооружениям. Кроме того,  разработчики проекта дамбы предусматривали возможность аварийного стока воды. На деле ливневки исключили из проекта дамбы и вывели в отдельный проект, уже за счет города: инженерная защита – отдельно, ливневки – отдельно. Стоимость второго проекта порядка 200 млн рублей. В итоге было решено не строить ливневки, а заменить их на помпы и насосы, которые должны откачивать воду из созданного котлована.

Жители Зеленки опасаются, что темпы работ на дамбе могли сказаться на ее качестве. Строительство активизировалось, когда все сроки ввода в эксплуатацию были пропущены. Сдать дамбу должны были еще 30 сентября 2016 года. Но из-за возникших финансовых проблем у застройщика – новосибирской компании «Сибмост», срок сдачи переносили трижды. При этом финансирование шло исправно. К осени администрация Бийска уже приняла к оплате работы по строительству этого гидротехнического сооружения на сумму 327 млн руб. В итоге о готовности защиты объявили только в конце ноября.

«Вопрос о дамбе стоял в Бийске примерно с середины 80-х годов, но проектировать ее мы начали только в 1998 году. Планировалась она бетонная, как в Абакане, Самаре, Иркутске. Потом перешли к проекту подешевле —  камненасыпной. Стоимость строительства бетонной оказалась слишком высокой — в тех ценах около 2 млрд руб, камненасыпной вариант — в четыре раза дешевле. Но и тут дело заглохло», — рассказывает бывший заместитель главы Бийска Виктор Гусельников.

Он уверен, что если бы не наводнение 2014 года, то дамбу бы и не построили.

«У нас, к сожалению, сделали запруду — насыпь из песка, из-за которой на Зеленке образуются болотца, в которые собирается не чистая вода, а с примесями – химикаты с огородов, бензин, соли, мусор.  Потом все это уходит в почву. Я в песчаные дамбы не верю. Она же через пару лет просачиваться будет насквозь. А если ее не благоустроить, зарастет тополями, и мы ее вовсе не увидим. И снова — подсыпать, ремонтировать. А значит, вновь потребуются деньги. Другой вопрос – пропуск вод. В нашем проекте были затворы, которые бы открывали для пропуска дождевых и талых вод весной, а на время половодья закрывали бы. Сейчас придумали насосные станции. Это опять же лишние затраты на электроэнергию», — считает Гусельников.

Он подчеркивает, что самое страшное то, что по Зеленому Клину проходят инженерные магистрали: стальные трубы водопровода и теплосетей, железобетонная труба канализации. Поддавливание грунтовых вод, их колебания могут привести к деформации почвы и подмыву коммуникаций. При этом некоторым из них уже по 30 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

254 просмотров всего, сегодня нет просмотров