Рубрика: Образование и культура Общество

Владимир Токмаков: «Моя народная книга»

В 2009 году один московский знакомый прислал мне отрывок из дневника адвоката А.Н. Вознесенского, защищавшего Чета Челпанова и других бурханистов в известном процессе 1906 года. Дневник больше ста лет хранился в пыльных завалах госархива, никому не нужный и всеми забытый.

В нём А.Н. Вознесенский говорил не только о самом процессе: «Процесс этот словно воскресил перед нами весь строй, строй средневековья, когда преследовали колдунов и ведьм… На суде всплыла картина миссионерского хозяйствования на Алтае, картина погромов и насилий», но и о Белом Бурхане и его учении.
Мой друг задал вопрос, ответ на который я искал много лет: существует ли на самом деле «Запретная Книга» Белого Бурхана? Книга, по силе равная Библии, в которой приведено учение Белого Бурхана без поздних нелепых искажений. Книга, способная сделать любого счастливым и великим. И если – да, то каковы шансы, что она до сих пор находится на Алтае?
Так родилась идея моего романа.
Была и ещё одна причина. Когда вышел в свет «Сбор трюфелей накануне Конца света», многие остались недовольны. Мол, непонятный финал. Что случилось с главными героями? Они погибли? Оказались в параллельном мире?
И тогда я понял, «Запретная Книга» – логическое продолжение двух предыдущих: «Детдома для престарелых убийц» и «Сбора трюфелей накануне Конца света». Части сложились в целое, я назвал их «Барнаульской трилогией».
Моей мечтой всегда было написать умную книгу, которая была бы еще и чертовски увлекательна. Однако одно дело написать произведение и совсем другое, потом его издать. Мои книги нарушают жанры и не вписываются в установленные форматы. Следовательно, найти для них издателей достаточно сложно.
Моя новая книга – это ещё и антиутопия, политическая сатира. А это также усложняет издание романа хотя бы на краевой грант. Единственный вариант – общественный сбор средств. Ничего нового – таким образом, деньги собираются на самые разнообразные проекты. По-русски – «шапка по кругу». Моя заслуга только в том, что я применил эту практику впервые в Алтайском крае. Так был издан «Сбор трюфелей накануне Конца света». Мы решили повторить эту схему. Площадки в социальных сетях помогал создавать мой друг и соратник по предыдущим проектам Иван Фомин. Мы разработали систему лотов, постарались провести кампанию весело и интересно. Нужную сумму собрали где-то за полтора месяца.
Первыми поддержали проект Виктор и Светлана Суманосовы и мой хороший московский знакомый, литератор Павел Цапюк. Виктор Суманосов сам краевед и издатель. Благодаря ему на Алтае появилось много хороших книг по истории края.
Андрей Неганов уже дважды поддерживает мои проекты. Мы знакомы с ним ещё со студенческой юности. Андрей входил в круг друзей литературного альманаха «Ликбез». Потом жизнь не раз сводила нас, подчас самым неожиданным образом. Андрей умеет удивлять. Несколько лет назад он неожиданно для всех уехал жить и работать… в Магадан. Породив множество легенд о своём таинственном переезде.
Андрей Неганов приобрёл главный лот, и его имя носит один из персонажей книги. Андрею (как и Виктору и Светлане Суманосовым) я посвятил стихотворение. Третье посвящение – депутату Государственной думы Александру Терентьеву. Он помогал мне в издании всех трёх романов «Барнаульской трилогии». Поэтические посвящения опубликованы здесь же, в сборнике «Стихи из захолустья». Сам сборник напечатан под одной обложкой с «Запретной Книгой».
Но мой новый роман точно бы не увидел свет, если бы проект рублём не поддержали мои коллеги-журналисты: Виктория Крахмалёва, Ксения Шубина, Мария Чугунова, Людмила Орищенко, Елена Ожич, Ирина Толстошеева, Константин Гришин, Татьяна Кузьмич, Егор Лохань, Антон Червяков, Александр Фельдман, Антон Васильев, детская писательница Ирина Цхай, мастер гончарного дела Виталий Гычев, известный эколог и фотограф Алексей Эбель. Перевод пришёл от моей одноклассницы, живущей сейчас в Москве, кандидата технических наук Ларисы Устиновой. Особая благодарность Анне Якушевой, помогавшей мне в распространении тиража предыдущей книги.
Спасибо за дельные советы по тексту Константину Гришину, Глебу Шульпякову, Павлу Цапюку.
Проект информационно поддержали многие местные СМИ. Среди них – ТВ «Катунь 24», «Алтапресс» (Надежда Тиунова), программа «Афиша» (Вадим Климов), «Альфа новости» (Валерий Зиястинов), радио «Heart-FM» (Сергей Шишкин, Андрей Дьяченко), радио «Эхо Москвы» (Сергей Зубчук), журнал «Барнаул литературный» (Михаил Гундарин), журнал «Культура Алтайского края» (Константин Гришин), журнал «Автограф» (Людмила Орищенко, Юлия Щанкина), ИА «Банкфакс» (Евгений Жейда), ИА «Политсибру» (Дмитрий Негреев), радио «Комсомольская правда» (Иван Олексюк).
География участников проекта от Москвы и Крыма – до Магадана. То есть чисто русская география. Списки меценатов я буду публиковать во всех авторских переизданиях моих книг. Серийное оформление «Барнаульской трилогии» разработал известный художник-дизайнер, мой творческий соавтор Александр Карпов. Саша оформил практически все мои книги.
Я прошу прощения, что назвал здесь не всех, кто помогал в издании нового романа. Золотой список «акционеров» опубликован в конце книги.
Спасибо вам ещё раз!
Без читателей нет писателей, особенно если читатели ещё и соавторы, соучастники издания книги. Не будь вашей поддержки я бы, ей-богу, уже давно бросил писать.
Кажется, Михаил Булгаков сказал: «Можешь не писать – не пиши». Вот я не могу не писать. Если введут налог на писательство, я стану одним из тех, кто будет платить деньги, чтобы ему разрешили писать. Для обычного человека это выглядит абсурдно, потому что не приносит никаких материальных благ. Но это мой воздух свободы.

Владимир ТОКМАКОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

462 просмотров всего, сегодня нет просмотров