Рубрика: Ваши новости Из соцсетей по строчке Мнение Экономика

ДВЕНАДЦАТЬ НАЦПРОЕКТОВ ПУТИНА ПОД УГРОЗОЙ: ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОСТАЛОСЬ 4 ДНЯ

Прорыв Путина-2018: Куда Россию заведут нацпроекты

Наконец-то, в последние дни года, жителям России начали более-менее внятно объяснять, что же такое национальные проекты, о которых Москва твердила уже десять месяцев кряду.

Уже с первого января дюжина нацпроектов должны заработать в полную силу. Местных чиновников, все еще слабо понимающих суть новшества, за неисполнение будут сурово карать.

Прожекты «бегут» впереди бюджета

24 декабря в подмосковной резиденции Горки состоялось заседание президиума президентского Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

Заседали последний раз в 2018 году, зато третий раз с начала декабря.
Спешка понятна:

Уже с первого января 12 нацпроектов (о которых впервые объявил президент Владимир Путин еще в «майском» указе «О национальных целях и стратегических задачах развития») должны заработать на полную мощь.

И это при том, что широкая общественность о сути нацпроектов по-прежнему знает мало: даже точная сумма финансирования до последнего времени оставалась неясной.

Лишь 26 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что уточненный объем финансирования составит 5,7 трлн. рублей на ближайшие три года.
Причем из этой суммы 1,3 триллиона будут доведены регионам в виде трансфертов из федерального бюджета.

Половина суммы (точнее, 2,8 трлн. рублей), как заявил Медведев, пойдет на четыре национальных проекта — «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука».

Огромные суммы должны действовать на население магнетически. Достигается это за счет простой манипуляции: речь ведется не о ежегодных расходах, а о трехлетнем периоде.

Более того, как рассказала журналистам на брифинге вице-премьер Татьяна Голикова, правительство получило право «в случае готовности регионов утверждать проекты на шесть лет, несмотря на то что закон о бюджете принимается на три года».

Переводим на простой язык. Бюджет принимается на три года (хотя реально пересматривается ежегодно), а вот паспорта нацпроектов будут утверждать сразу на шесть лет! Зачем, если за это время неизбежно изменится экономическая конъюнктура?!

Чем губернаторы занимались десять месяцев?!

Каждый из 12 нацпроектов — это своего рода «пазл»: он состоит из нескольких государственных программ (всего их 67), которые курируют вице-премьеры и министры федерального правительства.

А вот исполнение 67 госпрограмм в каждом субъекте РФ должно быть принято столько же региональных. Медведев потребовал от губернаторов, чтобы эту работу завершили до конца декабря.

То есть за пять рабочих дней. Интересно, а что раньше делали?..

Премьер-министр на вчерашнем заседании играл роль сурового управленца и пригрозил губернаторам, которые вовремя не примут региональные программы и не начнут их исполнять, карами кремлевскими. Вплоть, наверное, до увольнения.

Первые итоги реализации нацпроектов подведут уже в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи.

Ну а главным «соглядатаем» за губернаторами станет Росстат.
К слову, с прошлого года он находится в подчинении Минэкономики России (что является национальным ноу-хау: в большинстве экономически развитых стран главный статистический орган — не зависим от иных министерств).

И вчера же премьер министр освободил от должности главу Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Александра Суринова и назначил на этот пост главу департамента госуправления Минэкономики Павла Малкова.

Правительство оказалось недовольно статистическими данными.

Ведь известно, не правительство работает плохо, а считают неважно. Эту же мысль позже подтвердил Антон Силуанов.

У вице-премьера возникли «очень большие претензии» к качеству расчета динамики реальных доходов населения. Оно, по словам Силуанова, «ужасное».

Росстат, чтобы быстро исправиться, видимо, уже объявил, что в «Федеральный план статистических работ» добавят аж 91 показатель, чтобы оценивать эффективность реализации национальных проектов. Читай: работы губернаторов.

Стоит напомнить, что еще в 2006 году тогдашний полпред президента Дмитрий Козак уже предлагал ввести индикаторную систему оценки региональных глав — на основе 30 критериев работы (и в том числе реализации нацпроектов).

А год спустя в указе президента «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» список расширили до 43 индикаторов.

Позднее его неоднократно изменяли и дополняли.

Скажем, в 2012 году Росстат принялся оценивать работу губернаторов по реализации «майских» указов президента.

Правда, рейтинги (кто из глав регионов сработал хуже, а кто — лучше остальных), публиковать не стали. Статистика закрытая — только для Кремля и Белого дома.

Главные проблемы — неисполнимость и непрозрачность

Фактически, с началом реализации нацпроектов теперь Москва получает в свои руки новый механизм для влияния на региональные элиты. В условиях непрозрачности работы Росстата по оценке работы губернаторов, становится легче одних «карать», а других — «миловать».

Но с учетом завышенных политических ожиданий от нацпроектов, наверняка «карать» будут чаще… Об этом «Свободная пресса» поговорила с нашим постоянным экспертом по внутренней политике, руководителем «Политической экспертной группы» Константином Калачевым.

— Подмечено точно!

Нацпроекты как дамоклов меч над региональными элитами, своего рода инструмент поддержания тонуса. При желании всегда можно найти, что пошло не так, и наказать любого неугодного — не только мелких клерков, но и большого чиновника — за «срыв» реализации проектов.

Понятно, что замечание и выговор могут стать прелюдией к увольнению или отставке.

Министрам и главам регионов придется очень расстараться, а то станут крайними.

По-другому заданные цели не достигаются, задачи не решаются.

Чиновники получили мотиватор, и чтобы поднять его эффективность, надо показать, что будет с теми, кто «тормозит».

При нынешней политической и социально-экономической модели необходимость реализации нацпроектов несложно обосновать.

Сложнее обосновать саму систему. Да, к нацпроектам есть вопросы. Не все исполнимы, да и целевые показатели при желании можно оспорить.
Часть показателей будет просто невозможно отследить статистикой, как бы не меняли ее руководство, что-то придется оценивать на глазок.
Непрозрачность — это еще одна реальная проблема нацпроектов.
Но других драйверов развития руководство страны ведь не предлагает.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

937 просмотров всего, сегодня нет просмотров