Рубрика: Образование и культура

За 2017 год на Алтае на четверть выросла численность детей охваченных внешкольным образованием

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Охват программами дополнительного образования дает возможность детям узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности, тем самым обеспечивая их всестороннее развитие с учетом их желаний, интересов и стремлений.

Согласно Указу Президента России от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году дополнительными общеобразовательными программами должно быть охвачено не менее 75% детей.

По данным Минобрнауки России охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в Алтайском крае в 2016 году составил 54,3% в общей численности детей указанного возраста (по России – 60,2%).

До 2015 года информация о реализации программ дополнительного образования детей формировалась на основе ведомственной отчетности по формам №№ 1-ДО «Сведения об учреждении дополнительного образования детей» (в системе Минобрнауки России), 1-ДМШ «Сведения о детской музыкальной, художественной, хореографической школе и школе искусств» (Минкультуры России), 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» (Минспорта России).

В 2015 году Росстатом разработана и утверждена форма федерального статистического наблюдения № 1-ДОП «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей», по которой обследуются все организации, реализующие программы дополнительного образования детей, без учета их ведомственной принадлежности. Главным критерием обследования является наличие лицензии на право реализации дополнительных общеобразовательных программ.

По итогам 2017 год Алтайкрайстатом обследовано 662 организации, реализующих программы дополнительного образования детей (2015 г. – 316 организаций, 2016 г. – 486 организации), суммарное количество детей, занимающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ[1], составило 261,9 тыс. человек, кроме того по программам спортивной подготовки — 3,2 тыс. человек.

За последний год численность детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, увеличилась на 25,6% (по России – на 13,4%). Прирост в основном произошел за счет городов, где высокими темпами возрос охват детей социально-педагогическими программами (увеличение численности занимающихся в сравнении с 2016 г. на 52,5%) и в области физической культуры (увеличение на 15,8%).

Общая численность детей, занимающихся в сельской местности, в 2017 году в 2,6 раза ниже, чем в городах края. В среднем на одну специализированную организацию дополнительного образования детей (детско-юношеские спортивные школы, художественные и музыкальные школы) в сельской местности приходилось 347 детей, в городе – 801 ребенок.

В основном программы дополнительного образования детей в крае ориентированы на детей в возрасте от 10 до 14 лет и 5–9 лет (в 2017 г. – 39,9% и 39,0% от суммарного количества занимающихся соответственно). Доля учащихся старших классов в 2017 году составила 17,3% (в основном дополнительные занятия по подготовке к государственной итоговой аттестации).

Наиболее популярными направлениями досуговой деятельности среди детей в 2017 году являлось искусство — 86,1 тыс. человек (2016 г. — 79,9 тыс. человек), физическая культура и спорт — 74,8 тыс. человек (2016 г. — 60,1 тыс. человек), программы социально — педагогической направленности — 55,9 тыс. человек (2016 г. — 36,1 тыс. человек).

Кадровый потенциал является ключевым фактором  повышения  качества программ дополнительного образования детей. В 2017 году численность педагогических работников, реализующих дополнительные программы для детей, составила 7,2 тыс. человек, из них имеющих специальное образование в сфере дополнительного образования детей – 0,6 тыс. человек, что составило всего 8,1% от общего их количества (по России – 25,1%).

Концепцией развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года предусмотрено совершенствование инфраструктуры организаций дополнительного образования детей и системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы дополнительного образования детей, в том числе специалистов, работающих с талантливыми (одаренными) детьми

Более подробно с итогами обследования дополнительного образования и спортивной подготовки детей можно ознакомиться на официальном сайте Росстата (www.gks.ru, в разделе официальная статистика/население/ образование/итоги федеральных статистических наблюдений).

Баева С.Ю., заместитель руководителя Управления Федеральной
службы государственной статистики по Алтайскому краю
и Республике Алтай

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

305 просмотров всего, сегодня нет просмотров