Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять?
Не меньшие изменения могут происходить в рамках одного типа вооружений, по мере изменения его характеристик.
Например, на примере пилотируемой авиации можно увидеть, как изменялись конструкции самолётов и их вооружения, и в соответствии с этим менялась тактика воздушной войны. Перестрелки пилотов из личного оружия пилотов первых деревянных бипланов сменились ожесточёнными маневренными воздушными боями Второй мировой войны. В войне во Вьетнаме началось применение управляемых ракет воздух-воздух (В-В), и в настоящий момент дальний воздушный бой с применением управляемого ракетного оружия считается основным способом боестолкновения в воздухе.
Оружие на новых физический принципах
Одним из важнейших направлений развития вооружений в XXI веке можно считать создание оружия на новых физических принципах (НФП). Несмотря скептицизм, с которым многие воспринимают оружие на НФП, его появление может радикальным образом изменить облик вооружённых сил недалёкого будущего. Говоря об оружии на НФП, в первую очередь подразумевают лазерное оружие (ЛО) и кинетическое оружие с электрическим/электромагнитным разгоном снаряда.
Ведущие державы мира вкладывают огромные средства в развитие лазерного и кинетического оружия.
Когда говорят о лазерном оружии, то часто вспоминают негативный опыт, полученный в XX веке в рамках советских и американских программ создания боевых лазеров. Здесь надо учитывать ключевое отличие – лазеры того периода, способные обеспечить мощность, достаточную для поражения целей, были или химическими, или газодинамическими, что обуславливало их значительные размеры, наличие горючих и токсичных компонент, неудобство эксплуатации и низкий КПД.
В XXI веке акцент сместился на создание волоконных и твердотельных лазеров, получивших широкое распространение в промышленности.
В настоящий момент можно считать, что поступление серийного лазерного оружия в вооружённые силы ведущих стран мира уже началось. В начале 2019 года компания Rheinmetall AG сообщила об успешном завершении испытаний боевого лазера мощностью 100 кВт, который может быть интегрирован в систему противовоздушной обороны MANTIS вооружённых сил бундесвера.
В настоящий момент большая часть лазерного оружия разрабатывается для применения с наземных и морских платформ, что вполне объяснимо меньшими требованиями, накладываемыми на разработчиков лазерного оружия в части массогабаритных характеристик и энергопотребления.
Лазерное оружие на боевых самолётах
Возможность эффективного использования лазерного оружия на боевых самолётах обусловлена следующими факторами:
— высокой проницаемостью атмосферы для лазерного излучения, увеличивающейся с ростом высоты полёта;
— потенциально уязвимых целей в виде ракет воздух-воздух, особенно с оптическими и тепловыми головками самонаведения;
— массогабаритными ограничениями, накладываемыми на противолазерную защиту самолётов и авиационных боеприпасов.
В настоящий момент наибольшую активность в вопросе оснащения боевой авиации лазерным оружием проявляют США. Одним из наиболее вероятных кандидатов на установку ЛО является самолёт пятого поколения F-35B.
Другим разрабатываемым образцом является комплекс SHiELD компании Lockheed Martin для оснащения истребителей F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon.
Помимо создания лазерного оружия, не менее важным является разработка компактных источников электропитания. В этом направлении работы также активно ведутся, например, в мае 2019 года британская компания Rolls-Royce продемонстрировала компактную гибридную энергоустановку для боевых лазеров.
Таким образом, можно с высокой вероятностью предположить, что в ближайшие десятилетия лазерное оружие займёт свою нишу в арсенале боевых самолётов. Какие задачи оно будет решать в этом качестве?
Применение лазерного оружия боевыми самолётами
Основной декларируемой задачей лазерного оружия на борту боевых самолётов должен стать перехват атакующих ракет противника типа воздух-воздух и землях-воздух (З-В).
Таким образом, появление на борту самолётов лазерного оружия мощностью от 100 кВт и выше, позволит обеспечить защиту самолёта от ракет В-В и З-В с оптическими и тепловыми головками самонаведения, то есть ракет ПЗРК и ракет В-В малой дальности.
Следующими кандидатурами на поражение лазерным оружием станут ракеты В-В и З-В большой и средней дальности, на которых применяются активные радиолокационные головки самонаведения (АРЛГСН).
С ростом мощности лазерного излучения может осуществляться поражение не только элементов системы самонаведения, но и других конструктивных элементов ракет В-В и З-В, что потребует их оснащения противолазерной защитой.
Таким образом, появление на боевых самолётах лазерного оружия в какой-то степени является игрой в одни ворота. Для защиты ракет В-В и З-В от поражения лазером потребуется их оснащение противолазерной защитой, увеличение скорости полёта до гиперзвуковой для минимизации времени нахождения в зоне излучения лазера и, возможно, отказ от головок самонаведения.
Ограниченность боекомплекта самолётов пятого поколения, которая особенно проявится из-за роста размеров и массы ракет В-В, в сочетании с высокой вероятностью перехвата лазером или противоракетой, может привести к тому, что противоборствующие боевые самолёты с лазерным оружием на борту выйдут на дальность ближнего боя, вооружение для которого ещё более уязвимо для лазерного оружия.
Лазерное оружие и ближний воздушный бой (БВБ)
Допустим, что два боевых самолёта, расстреляв свой запас управляемых ракет В-В, вышли на дальность 10-15 км относительно друг друга. В этом случае лазерное оружие мощностью 300-500 кВт может осуществлять воздействие непосредственно на самолёт противника.
Учитывая высокую скорость реакции, которую может обеспечить лазерное оружие, в результате боестолкновения с использованием ЛО на малой дальности скорее всего будут повреждены или уничтожены оба самолёта традиционной конструкции, в первую очередь погибнут оба пилота.
Одним из решений может стать разработка компактных высокоскоростных боеприпасов малой дальности с радиокомандным наведением, способных преодолеть защиту, обеспечиваемую лазерным оружием за счёт высокой скорости полёта и плотности залпа.
Конец эпохи «невидимок»
Говоря о боевой авиации будущего нельзя не упомянуть о перспективной радиооптической фазированной антенной решетке (РОФАР), которая должна стать основой средств разведки боевой авиации.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что в случае появления на вооружении ВВС противника самолётов с лазерным оружием эффективным решением станет применение самолётов с большим числом вооружений на внешней подвеске.
Ненамного меньшими возможностями обладает новейший российский многофункциональный истребитель Су-57. На внешних и внутренних подвесках Су-57 суммарно может находиться до двенадцати ракет В-В.
Вооружение
Сближение с самолётом, оснащённым лазерным оружием, может быть крайне опасно из-за высочайшей скорости реакции ЛО.
Наличие управляемых снарядов позволит атаковать самолёт противника с большего расстояния, чем это возможно при применении неуправляемых боеприпасов. При этом перехват снарядов калибра 30-40 мм лазером может быть затруднён из-за их малых габаритов и большого количества боеприпасов в очереди (15-30 снарядов).
Как уже говорилось ранее, лазерное оружие в первую очередь представляет угрозу для ракет с оптическими и тепловыми ГСН, а возможно, что и для ракет с АРЛГСН. Это повлияет на характер вооружения, применяемого боевыми самолётами для противодействия самолётам противника с ЛО. Основным вооружением, предназначенным для поражения самолётов с ЛО должны стать телеуправляемые ракеты В-В с защитой от лазерного излучения.
Не менее важным моментом является оснащение ракет В-В и З-В прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД).
Ну и наконец часть боекомплекта истребителя должны составлять малогабаритные противоракеты, размещаемые по несколько единиц на одной точке подвески, способные осуществлять перехват ракет В-В и З-В противника.
Выводы
1. Появление лазерного оружия на боевых самолётах, особенно в сочетании с малогабаритными противоракетами, потребует увеличения возимого боекомплекта ракет В-В для боевых самолётов. Поскольку ёмкость внутренних отсеков самолётов пятого поколения ограничена, потребуется размещение ракет на внешней подвеске, что крайне отрицательно скажется на малозаметности.
2. Лазерное оружие будет представлять исключительную опасность в ближнем бою, поэтому в случае неудачной атаки с большой и средней дальности пилоты по возможности будут избегать ближнего боя с самолётами, оснащёнными ЛО.
3. Возможность противостояния боевого самолёта поколения 4+/4++/5 с большим числом ракет В-В и малозаметного самолёта поколения 5 с лазерным оружием на борту определяется производительностью ЛО и противоракет по перехвату ракет В-В.
496 просмотров всего, сегодня нет просмотров