Рубрика: В центре внимания Мнение Общество

«Мини-гарпии» с печальной судьбой: не каждый дрон-камикадзе долетит до С-400

 

Заголовки СМИ в духе «Израильтяне презентовали «убийцу» С-400» ничем не отличаются от утверждения «Пистолет Макарова — «убийца» президентов США».

Израильский концерн Israel Aerospace Industries в ходе выставки Aero India в Бангалоре представил видеоролик о новом барражирующем боеприпасе Mini Harpy.

В первой части презентационного мультфильма зрителям демонстрируется способность этого боеприпаса обнаруживать, распознавать и, по указанию оператора, уничтожать цель, удивительно похожую на российский мобильный радиолокационный комплекс обнаружения аэродинамических и баллистических объектов 96Л6Е.

Напомним, что данный всевысотный обнаружитель включается в состав батарей ЗРК С-300ПМУ1, С-300ПМУ2 и С-400, обеспечивая выдачу трех координат воздушных целей — азимута, угла места и дальности.

С учетом непростых отношений Израиля и Сирии, активно готовящей полученные от России С-300 к постановке на боевое дежурство, намек получился достаточно прозрачным. Именно так видеоролик с презентацией Mini Harpy и истолковали многие СМИ, растиражировав заголовки «Израильтяне презентовали «убийцу» С-300 и С-400!»

Федеральное агентство новостей разобралось, насколько такой заголовок соответствует истине.

Дешево и сердито

Для начала познакомимся поближе с «виновником торжества» — барражирующим боеприпасом Mini Harpy.

Часто именуемые «дронами-камикадзе» барражирующие боеприпасы представляют собой запускаемые как с поверхности земли, так и с воздушных и морских носителей беспилотные летательные аппараты, оснащенные чаще всего осколочно-фугасной боевой частью.

Такие дроны-камикадзе, совмещающие функции разведки, наблюдения и поражения, в теории способны часами кружить над полем боя, сохраняя готовность к почти мгновенному нанесению высокоточного удара. Тем самым заметно сокращается временной цикл «обнаружение-поражение», что может иметь решающее значение в условиях современных боевых действий.

Уступая по ряду ТТХ ударным дронам, несущим управляемое ракетно-бомбовое вооружение, барражирующие боеприпасы, как правило, отличаются более простой, а значит и более дешевой конструкцией.

Следует отметить, что Израиль сейчас занимает, пожалуй, лидирующие в мире позиции по созданию барражирующих боеприпасов. В конце концов, одним из первых дронов-камикадзе, появившихся на рынке, стал беспилотник Harpy, разработанный концерном IAI и совершившим первый полет еще в 1989 году.

Считается, что и первым барражирующим боеприпасом, примененным в боевых условиях, также стал беспилотник израильской конструкции. Разработанный сотрудниками IAI в 2001—2005 годах разведывательно-ударный БПЛА Harop, по заявлениям Минобороны Армении, в начале апреля 2016 года был использован азербайджанской стороной для уничтожения в Нагорном Карабахе автобуса с армянскими добровольцами…

Таким образом, ничего удивительного в том, что концерн IAI в этом феврале устроил презентацию нового барражирующего боеприпаса израильской разработки, не было.

Компактный камикадзе

По словам разработчиков, дрон-камикадзе Mini Harpy способен барражировать, дожидаясь появления цели, и транслировать соответствующее видео оператору. При обнаружении цели беспилотник пикирует на нее и уничтожает подрывом боевой части.

Точные ТТХ «Мини-гарпии» не опубликованы, так что при оценке возможностей этого беспилотника ФАН приходится ориентироваться лишь на заявления сотрудников IAI. Согласно им, главным преимуществом Mini Harpy является компактность.

Например, если Harop имел массу 135 кг, время полета 6 часов и дальность полета от места запуска более 1000 км, то характеристики для Mini Harpy, соответственно, заявляются как 45 кг, 2 часа и 100 км. Понятно, что чем меньше размеры дрона, тем сложнее его обнаружить и, как следствие, труднее поразить.

Если верить промо-ролику, габариты Mini Harpy позволяют разместить на шасси полноприводного автомобиля, имеющего грузоподъемность приблизительно 2 тонны, пусковое устройство с целым десятком «Мини-гарпий».

Каждый беспилотник якобы может быть оснащен боевой частью массой до 8 кг. Для сравнения напомним, что представленный концерном «Калашников» на выставке IDEX-2019 дрон-камикадзе «КУБ-БЛА» имеет массу полезной нагрузки всего 3 кг.

Словом, недооценивать IAI Mini Harpy явно не стоит. Если верить заявленным разработчиками ТТХ нового барражирующего боеприпаса и тому, что было показано в видеопрезентации, «Мини-гарпии» вполне способны летать, обнаруживать цели, а также уничтожать военную технику и живую силу противника.

Истина истине рознь

Таким образом, заголовки «Израильтяне презентовали «убийцу» С-300 и С-400» не сильно врут. Потому что если в радиолокационную станцию или пусковую установку российского ЗРК вмажется дрон с 8 кг взрывчатого вещества на борту, то РЛС или ПУ зенитного ракетного комплекса явно пострадает.

Впрочем, столь же истинным будет тезис «Пистолет Макарова — убийца президентов США». Ведь если к виску какого-нибудь главы американского государства прижать ствол ПМ, а затем нажать на спусковой крючок, то вряд ли это действие благотворно скажется на здоровье хозяина Белого дома, верно?

Другое дело, что вряд ли сотрудники американских спецслужб допустят ситуацию, при которой убийца с пистолетом Макарова добрался бы до виска президента США. То есть, конечно, в жизни всякое случается, но шансы у убийцы с пистолетом Макарова на успешную реализацию своего злодейского замысла близки к нулю.

Так и «Мини-гарпия» не факт, что долетит до российских ЗРК. Конечно, в жизни случается всякое. Однако де-факто шансов у Mini Harpy долететь до российского ЗРК не больше, чем у убийцы с пистолетом Макарова — добраться до виска президента США. По крайней мере, при минимально необходимом уровне освещения воздушной обстановки, с чем у ВС РФ проблем не наблюдается.

Попытка использования против российских ЗРК «Мини-гарпий» с воздушных носителей скорее всего закончится потерей этих самых воздушных носителей. Это произойдет хотя бы по той причине, что зона поражения воздушных целей по дальности у С-400 и последних модификаций С-300 превышает заявленную израильскими разработчиками дальность полета Mini Harpy.

Не будем сейчас забираться в дебри ответа на вопрос «Смогут ли С-300 и С-400 успешно отстреляться по таким целям, как Mini Harpy?» Вместо этого вспомним, что С-300 и С-400 не используются без соответствующего обеспечения их безопасности.

Характеристики российских зенитно-ракетных комплексов

Российские ЗРК не изображают из себя «одинокий прыщ на ровном месте» — они интегрируются в единую систему эшелонированной ПВО. Внутри последней не только ЗРК прикрывают друг друга, но и их самих прикрывают самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» и всепогодные тактические зенитные ракетные комплексы семейства «Тор».

«Панцири» и «Торы»

Да, к «Панцирям» по итогам их применения в Сирии у Минобороны РФ, очевидно, возникли определенные вопросы. Иначе не пришлось бы командующему войсками противовоздушной и противоракетной обороны России Виктору Гуменному в апреле 2018 года сообщать, что «Панцирь-С1» был доработан по итогам применения в Сирии. 

Но, заметим, и до своей модернизации «Панцири» в САР неплохо «заземляли» разнообразные воздушные объекты «недружественного характера». В доказательство этого можно вспомнить, что только за конец марта — начало июля 2017 года «Панцири» над «Хмеймимом», Тартусом и Масьяфом сбили 12 воздушных целей, среди которых оказались не только беспилотники, но и реактивные снаряды. А в конце декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что за все время присутствия контингента ВС РФ в Сирии при помощи ЗРПК «Панцирь С-1» были уничтожены 54 ракеты РСЗО и 16 беспилотных летательных аппаратов.

В этом месте часть наших читателей непременно вспомнит о, что, согласно опубликованным в Израиле данным, ВВС страны в ходе нанесения воздушных ударов по целям на территории Сирии удалось поразить от 2 до 3 ЗРПК «Панцирь С-1».

«Панцирь С-1»

Что хочется сказать в ответ на это? 

Во-первых, неуязвимой военной техники не существует. Как мы уже указывали, в жизни случается всякое. Уверены, с этим аргументом полностью согласится экипаж израильского истребителя F-16I Sufa, сбитого сирийской ПВО 10 февраля 2018 года.

Во-вторых, «поражен» — не значит «уничтожен». 

В-третьих, это были ЗРПК, переданные Россией Сирии и обслуживаемые сирийскими военнослужащими. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что в израильских видеозаписях, демонстрирующих поражение ЗРПК, фигурируют «Панцири», находившиеся в небоеготовом состоянии.

В-четвертых, применению сирийцами ЗРПК сопутствует множество нюансов, вряд ли способных повториться где-то еще. Например, сирийцы испытывают жесточайший дефицит подготовленного личного состава при комплектовании расчетов ЗРПКН, не могут — по политическим причинам — вынести зону поражения своих комплексов ПВО за линию госграницы, не имеют возможности наносить удары по аэродромам израильских ВВС и так далее.

С сирийцами израильские пилоты исходно играют практически «в одни ворота». Понятно, что при попытке атаки ЗРК Вооруженных сил РФ условия для, скажем так, вероятного противника будут куда менее тепличными.

Разобравшись с «Панцирем», скажем пару слов и про «Торы». ТТХ этих комплексов позволяют гарантированно уничтожать в высотном диапазоне 10 м — 10 км на удалении до 15 км любую воздушную цель, чья скорость не превышает 700 м/с, а площадь превосходит диаметр футбольного мяча. Исходя из этого, можно не сомневаться, что судьба «Мини-гарпий», «заглянувших на огонек» к «Торам», будет крайне печальной.

Но и это еще не все проблемы, с которыми могут столкнуться израильские барражирующие боеприпасы на пути к российским ЗРК.

РЭБ и надувательство

Сэкономим время — не станем вспоминать о том, какие ограничения на использование Mini Harpy могут наложить погодные условия. Продолжим перечисление возможных рукотворных препятствий для успешной атаки «Мини-гарпиями» против российских ЗРК.

Концепция использования дронов-камикадзе предполагает существование канала для управления беспилотника оператором. С учетом наличия в распоряжении Вооруженных сил РФ обширного арсенала современных средств РЭБ, подобный канал можно считать достаточно уязвимым для внешнего воздействия.

Кроме того, даже прямое попадание «Мини-гарпии» в российский ЗРК совсем не обязательно будет означать прямое попадание барражирующего боеприпаса… в российский ЗРК.

Понимаем, что данная формулировка звучит странно. Но она абсолютно корректна с учетом того, что российская армия располагает как надувными макетами ЗРК (способными обмануть не только видеокамеру, но и тепловизор), так и немалым опытом их использования.

Сомневающимся в наших словах рекомендуем при случае посетить 45-й инженерно-маскировочный полк ВС РФ, в чьи задачи входит выполнение инженерно-технических мероприятий по противодействию системам высокоточного оружия, скрытию и имитации критически важных объектов.

Пожалуй, на этом остановимся. Мы перечислили далеко не все причины, из-за которых «Мини-гарпию» никак нельзя считать «убийцей С-300 и С-400». Но, как нам кажется, написанного выше вполне достаточно, чтобы сделать надлежащие выводы.

Окончательный вердикт

Повторимся, недооценивать IAI Mini Harpy не стоит. Более чем уверены, что появление «Мини-гарпии» не пройдет мимо министерства обороны РФ. Другое дело, что стихия дрона-камикадзе — это так называемые «конфликты низкой интенсивности». В частности, конфликты, в которых имеется противник, не располагающий современными средствами ПВО, как это имело место в Нагорном Карабахе.

Сами разработчики «Мини-гарпии» прекрасно понимают, что их детище может, а чего — нет. Именно по этой причине во второй части показанного в Бангалоре промо-ролика барражирующий боеприпас охотится за членами парамилитарных формирований, крайне смахивающих на «Хезболлу».

Использовать против боевиков и кустарно вооруженных «техничек» высокоточное оружие с воздушных носителей — дорого, а иногда и небезопасно: можно на ПЗРК нарваться. Артиллерия — это оружие неизбирательного действия. Зато для ударов по разноформатным «незаконным вооруженным формированиям» дроны-камикадзе подойдут в самый раз.

Служить же основным средством поражения таких ЗРК, как С-300 и С-400, — это задачка не для Mini Harpy.

Как же тогда быть с первой частью израильской видеопрезентации, в которой «Мини-гарпией» красочно вмазали по всевысотному обнаружителю? Думается, что здесь мы имеем дело с издержками коммерции и чистой воды пиаром. Пиаром, на который в погоне за дутыми сенсациями поторопились клюнуть некоторые СМИ.

Не будьте такими, как они. Учитесь трезво смотреть на вещи.

Михаил Большаков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

640 просмотров всего, сегодня нет просмотров