Рубрика: Общество Политика Так и живем!

«Мы к Вам»: появился любопытный видео-анонс из «Музея уходящей эпохи»

Владимир Карпович Чикильдик — кадровый офицер, закончивший Ачинское авиационно-техническое училище. На сломе систем и перекройки европейских границ, в конце 80-х начале 90-х оказался по службе в Группе Советских войск в Германии, а затем, после распада СССР в Западной Группе войск в качестве старшего офицера военно-политического отдела дивизии 16-й Воздушной армии.

Бывший заместитель командира  дивизии по работе с личным составом до сих пор гордится тем, что его подразделение, дислоцировавшееся  в г. Гроссенхайн (Саксония), располагалось в том месте где в период Великой Отечественной командиром гарнизона был легендарный Покрышкин.

Владимир Карпович вспоминает личные встречи с приезжавшим в часть с героем-лётчиком Девятаевым, сбежавшим из фашистского плена на трофейном самолёте, недавно ставшего героем популярного фильма о войне.

Сейчас 73-летний Владимир Чикильдик 1-й заместитель председателя Алтайского краевого Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, член Общественной палаты Алтайского края. Но, наиболее значимым для него сегодня является его детище — небольшой, но по своему уникальный музей советской истории, где основой экспозиции являются собственные реликвии, бережно сохранённые, и которыми он гордится.

Как у человека армейского, везде и во сём порядок, вплоть до ценника на таре от русской водки. И в каждой цифре на этикетке Владимир Карпович видит смысл и отражение эпохи, которая для многих из нас была детством или молодостью. А это не забывается!

SM News

 

Ещё немного о МУЗЕЕ УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ

Куратор и организатор Чикильдик Владимир Карпович

Частный «МУЗЕЙ УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ» находится в г.Барнауле, он посвящён 100-летию образования СССР. Его экспозиция посвящена периоду эпохи социализма. Начало положено в марте 2014 года, когда на базе частного подвального помещения его владелец – офицер запаса Владимир Карпович Чикильдик, исполнительный директор регионального отделения ООГО «Российское военно-историческое общество» в Алтайском крае, разместил там предметы своего архива.

Сегодня в экспозиции музея насчитывается сотни артефактов — документы, подшивки советских журналов, предметы быта, посуда, предметы военной формы одежды, военная атрибутика и фурнитура, фронтовые письма, значки, монеты, банкноты, лотерейные билеты, коллекции почтовых марок, спичечных, винных и пивных этикеток, школьные и вузовские учебники, пионерско — комсомолькая атрибутика, фотоаппараты и фотопринадлежности, радиотехника, портреты партийных руководителей и советского государства и т.д.

Отдельной экспозицией выделен раздел, посвящённый Германской Демократической Республике, как составной части социалистической системы, где куратор проходил службу в 1987-1992гг.

Пополняется музей в основном, на средства куратора, подарков от друзей и знакомых. Посещение музея осуществляется по личному приглашению куратора.

Вот несколько подшивок журнала «Огонёк» конца 30-х годов. Они дают картину мирной жизни нашей страны, строящей новую жизнь. Здесь же ожесточённая политическая борьба между группировками в партии и армии.

В июльском номере журнала за 1937 год редакционный материал «Воля народа осуществлена…» о расстреле группы высших военачальников РККА: Тухачевского, Якира, Уборевича, Корка, Эйдемана, Фельдмана, Примакова, Путны. Стилистика статьи поражает откровенной лютой ненавистью к «классовым врагам, банде изменников, предателей, шпионам».

Очень интересны материалы первого военного номера журнала «Огонёк», вышедшего в среду, 25 июня 1941 года. Содержание журнала очень показательно. На обложке журнала плакат «За Родину, за Сталина!», а на первой странице опубликовано выступление по радио от 22 июня 1941 г. Заместителя Председателя Совета Народных комиссаров Союза ССР и Народный Комиссар Иностранных Дел В.М. Молотов. Именно в нём прозвучал лозунг, ставший камертоном всей советской пропаганды в годы войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Большой исторический очерк «Мы били Фридриха, побьём и Гитлера!» посвящён победам русской армии над немецкими пришельцами. Экскурс начинается с победы Александра Невского над германскими псами-рыцарями и заканчивается победой русской армии над хвалёными прусскими войсками в конце 18 века. Победоносный поход русской армии тогда закончился триумфальным взятием Берлина. Заканчивается этот материал несокрушимой верой в нашу окончательную победу над врагом! «Наши полки уже были в Берлине дважды. Мы будем в Берлине в третий раз!», утверждает пророчески безымянный автор. И это на четвёртый день войны!!!

Совершенно другая тональность победного майского номера журнала. Открывает журнал Обращение Верховного Главнокомандующего товарища СТАЛИНА к народу. Пронзительные слова Обращения, выстраданные и ожидаемые, отвечали настроениям граждан страны. «Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряжённый труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь отечества – не прошли даром… Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой!… Начался период мирного развития.»

Далее идёт фоторепортаж из предместья Берлина Карлхорста о подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германских вооружённых сил. Под рубрикой «Увенчанные славой» в номере помещены портреты сталинских маршалов – командующих фронтами, видами и родами войск на заключительном этапе войны.

Над портретами руководителей стран-союзниц — президента США Г.Трумэна, премьер-министра Великобритании У.Черчилля, и командующих их воинскими контингентами в Европе генерала Эйзенхауэра и фельдмаршала Монтгомери, польского маршала Роля-Жимерского и югославского маршала И.Б.Тито стоит заголовок «Наши союзники». Однако слово «союзники» зачёркнуто кем-то, видимо первым обладателем этого журнала и жирным фиолетовым химическим карандашом подписано: «ВРАГИ». Довольно точно и показательно. На портрете маршала Тито этим же почерком написано «Иуда». Это только начало холодной войны – великого послевоенного противостояния СССР и бывших союзников по второй мировой войне…

Среди экспонатов альбом-конверта с набором грампластинок с записью речи тов. М.В. Сталина на предвыборном собрании избирателей в Сталинском избирательном округе г. Москвы 11 декабря 1937 года в Большом Театре. Утверждена новая Конституция СССР, провозглашено всеобщее избирательное право, страна готовится к первым всенародным выборам в Верховный Совет СССР

Представлено ещё два уникальных документа 1937года. Грамота. «Дирекция начальной школы и рабочкома совхоза № 261 награждают тов.Селиванову Агафью званием ударника-передового борца на фронте социалистического строительства, активно проявившего себя в борьбе за чистоту и опрятность в школе» 10.VI.1937. Ну, и соответствующее оформление Грамоты, характерное для тех лет. И второй документ – Удостоверение-билет ударника 3-й пятилетки этой же труженицы 261-го совхоза НСШ сторожихи Селивановой Агафьи

В зкспозиции представлены планшеты с предвоенными нагрудными знаками бойцов РККА. Интересны знаки «Ворошиловский стрелок», «Активист ОСОВИАХИМ», «Отличник РККА» 1939 года, участников событий на озере Хасан 1938 года, на Карельском перешейке 1939г. Здесь же целый ряд отличительных знаков профессионального воинского мастерства: «Отличный стрелок», «Отличный танкист», «Отличный разведчик», «Отличный сапёр», «Отличный минёр», «Отличный понтонёр», учреждённые в 1942-1943 гг. для поощрения личного состава действующей армии. Понятны и очевидны возможные профессиональные боевые заслуги обладателей перечисленных знаков. Но вот мы видим несколько другие направления военных заслуг на знаках «Отличный повар», «Отличный пекарь», «Отличный тракторист», «Отличный шофёр». Казалось бы, что это представители самых мирных профессий, Однако и им на фронте был нарезан свой немалый участок работы – кормить бойцов, подвозить необходимые фронту грузы.

Очень интересны и познавательны личные документы военнослужащих Красной Армии. Вот «Вещевая книжка офицера Красной Армии №72770» от1944 года. В ней, как в зеркале отразилась забота страны о своих защитниках. Тщательно перечислены все предметы вещевого обмундирования офицера: от пилотки и шинели до носовых платков и портянок. Вырезанные квадратики талонов – свидетельство получения обладателя книжки того или иного предмета обмундирования. По прибытию офицера к новому месту службы специалисту вещевой службы новой части уже не надо было выяснять, что получил офицер, а что нет– всё видно из документа.

Особый трепет вызывает очередной документ – «Выписка из приказа по отдельному лыжному батальону 21 стрелковой дивизии Карельского фронта от 2 октября 1942 года». Это приказ о награждении нашивками за ранения. Согласно Постановлению ГОКО № 2039 от 14.07.1942 военнослужащие, получившие тяжелое ранение имели право на ношение золотистой нашивки над правым карманом гимнастерки, за лёгкое – красной. Обращает внимание на лексика документа. Вот текст приказа:

«Объявляю список личного состава батальона, получившего ранения в боях за Социалистическую Родину с немецкими захватчиками и их прихвостнями – финской белогвардейщиной, для награждения отличительными знаками за ранения – Старший лейтенант Чикильдик К.И. – ранение лёгкое» (Понятно — это отец куратора). Подписи: Командир ОЛБ 21 СД — капитан Маслянко, военком ОЛБ — ст. политрук Медведев.

Здесь же снимки младшего лейтенанта Чикильдика К.И. от октября и ноября 1941 г. Первый снимок сделан перед отправкой на фронт сформированной в г. Канске, Красноярского края 43-й запасной стрелковой бригады, в составе которой и был ОЛБ, где заместителем командира был отец куратора. Второй снимок был сделан по пути следования эшелона на ст Новосибирск, где была длительная стоянка для переформирования частей.

Представлено несколько папок с документами и артефактами, связанными с земляком куратора музея Сидоровым Иваном Ивановичем из райцентра Ребриха. Они переданы в музей его родственниками. Здесь удостоверения к медалям, красноармейская книжка старшего орудийного мастера артиллерийского снабжения 95-й тяжёлой артиллерийской бригады 5-й гвардейской артиллерийской дивизии прорыва резерва Резерва Верховного Главнокомандующего!!!!. Бросаются в глаза шикарные погоны старшего сержанта Сидорова, явно самошитые, дембельские, в которых он пришёл с войны. В его части, видимо, была организована мастерская по подготовке воинов к демобилизации.

А, допустим, на 1 Белорусском фронте, приказом Командующего фронтом маршала Жукова были созданы мастерские по изготовлению чемоданов для дембелей из ГСВГ… Для чего такая забота? Для того, чтобы демобилизованный воин, уезжая домой, смог поместить какой-либо трофей, выделенный ему командованием части.

А вот уникальный документ, связанный с предыдущим материалом. Это справка, выданная Управлением Командующего бронетанковыми и моторизованными войсками Особого военного округа, от августа 1945 года. Это разрешение красноармейцу Ивану Ручка провезти через границу трофейный велосипед. Что примечательно: в бланке справки значатся два вида трофейного транспорта: мотоциклы и велосипеды. Очевидно – боец Иван Ручка получил поощрение от командира в виде велосипеда.

Интересны многочисленные благодарственные письма от командования командирам и бойцам за их ратные подвиги: за взятие неприятельских городов, за выполнение заданий, напутственные письма по демобилизации. Здесь и многоцветные в пафосных красочных виньетках Благодарственные письма командующего Прибалтийским фронтом генерала армии Баграмяна, с его факсимиле и скромные, напечатанные на серой рыхлой газетной бумаге, благодарности командира 19-го отдельного понтонно-мостового батальона, подписанные красным карандашом.

Среди многих подобных документов совершенно особенным видятся комсомольский билет, фотографии и текст копии приказа о благодарностях, выданная авиамеханику сержанту Алексашину Семёну Михайловичу. Она подписана командиром 961 бомбардировочного авиационного полка Степановым. В перечне перечисленных городов, за взятие которых объявляется благодарность Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина отважному сержанту, мы читаем такие пункты приказа:

1. За овладение столицей Югославии — городом Белград.

4. За разгром окружённой группировки противника в Будапеште и овладение столицей Венгрии городом Будапешт.

5. За отражение атак одиннадцати танковых дивизий немцев юго-западнее Будапешта и овладение городами Зирез, Секешфехервар, Веспрём, Мор, Эньинг.

9. За овладение крупным промышленным центром Австралии Вине-Нойштадт, городами Зизенштадт, Нойкирхен, Глогни.

10. За овладение столицей Австралии городом Вена.

Очевидно то, что не очень грамотный исполнитель приказа напечатал этот приказ, а командир в горячке повседневных хлопот не проверил текст, а просто подписал в куче других документов. Но важен факт: сержант из алтайского села Боровлянка брал три европейские столицы, как в известной песне «…он три державы покорил»! Но в приказах нет упоминания о пройденном далее боевом пути сержантом Семёном Алексашиным по дорогам Болгарии и Румынии. То есть, уже не три, а пять держав покорил наш земляк. Но это, как говорят, уже другая история.

Неповторимы, как документы войны, фронтовые письма, которые являются бесценными источниками изучения истории Великой Отечественной войны. Статистика гласит, что ежемесячно на фронт доставлялось около 70 млн. писем. А в течение всего периода войны на фронт и с фронта было доставлено 6 млрд. экз. почтовой корреспонденции. В экспозиции представлено несколько десятков таких документов и в каждом что-то своё, личное: своя история, свои беды и радости, переживания, муки ревности и тревога за судьбу близких родных людей. Однако в каждом – надежда на скорую победу и желанную встречу! Примечательно и то, что если письма начала войны написаны на любом годном для этого материале – газетной или обёрточной бумаге, то письма, датированные 1942 годом, и далее есть даже на красивых, двухцветных бланках. Каждая страница каждого письма помечена штампом «Просмотрено военной цензурой». Можно представить, какой штат приходилось держать соответствующим структурам, чтобы проверить каждое письмо, идущее на фронт или в тыл!

В разделе быта и кухонной утвари знакомые всем сумки-авоськи, на ценниках 1989 год, весы уточки с набором гирек и более современные (1968г) весы Тюменского приборостроительного завода, сифоны для приготовления газированной воды, керогаз и примус, металлическая посуда, подстаканники с советской символикой, многочисленная вино-водочная тара: из-под водки «Столичной» и «Лимонной», «Пшеничной» и «Андроповки», армянского коньяка «Арарат» в три и пять звёзд, и их азербайджанского трёхзвёздочного собрата, «Советского шампанского» различных производителей, минеральной воды «Ессентуки» и отечественной «Пепси-колы».

В туалетном шкафчике образца 1972г детское и престижное мыло «Красная Москва», «Берёзка» и популярное «Земляничное», бритвенные принадлежности — кисточка и стаканчик, станок и пачка лезвий «Нева», популярная болгарская (импортная!) зубная паста «ПОМОРИН», зубная зубной порошок «Особый» по 10 копеек, и «Детский» по 5 копеек коробка, небольшая баночка «Вазелина», столь знакомая и необходимая в любой советской семье. Здесь же – коробочка с популярной в ту пору тушью для ресниц, куда нужно было обязательно плюнуть, чтобы навести нужную красоту.

В разделе «Фотоаппараты и фотопринадлежности» более десятка аппаратов от «Любителя» и «Смены» первого выпуска до «Зенита» -Е и «Киева-19», фотоувеличители «УПА» разных модификаций и «Ленинград-2», ванночки, фотобачок, трёхцветный фонарь.

Несколько радиол 60-70-х годов, типа «Ригонда-102», «Кантата-204» «VEF-радио», радиоприёмник «Маяк-2» и телевизор «Рассвет»3071 1971 года, магнитофон»Днипро», портативный магнитофон «Романтик-306» — предмет мечтаний молодёжи 80-х годов – находятся в разделе экспозиции «Радиотехника».

Музей пока не открыт для широкого посещения.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

446 просмотров всего, сегодня нет просмотров