Рубрика: Политика

Находка в огне: выборы в Находке глазами заезжего политтехнолога

Сергей Мазаев 

Находка никогда не слыла спокойным городом, но события, которые разворачиваются здесь накануне Восточного экономического форума с участием Владимира Путина, привлекли внимание центральных СМИ и политиков федерального масштаба. Речь идет о выборах в городскую Думу, которые из заурядного провинциального водевиля переросли в криминально-политический блокбастер с взрывами, поджогами и нападениями. Вначале было сожжено здание, принадлежащее лидеру местного отделения ЛДПР Виктору Конкулевскому, затем взорвали забор частного дома депутата от «Партии пенсионеров» Василия Сомова, потом напали на вице-мэра и секретаря территориальной избирательной комиссии Юрия Кайдановича, и буквально на днях сгорело летнее кафе, принадлежащее семье экс-спикера Думы Михаила Пилипенко. Помимо этого, в городе срываются, воруются и опять же сжигаются рекламные баннеры различных кандидатов, а некоторые из претендентов и их агитаторы подвергаются давлению и прямому физическому запугиванию.  Масла в огнь добавило и начавшееся 30 августа досрочное голосование, больше похожее на штурм осажденной крепости, нежели на легитимный предвыборный процесс. Дело дошло до экстренного заседания депутатов Находкинской Думы, которые в минувшую субботу выступили с громкими заявлениями по поводу «творящегося в городе беспредела». Во всей этой ситуации удивляет потрясающее спокойствие правоохранительных органов, которые словно не видят, что происходит в охваченной (в прямом и переносном смысле) предвыборным огнем Находке.

Своим мнением о происходящем в городе поделился политтехнолог Андрей Симонов, работающий в Находке по приглашению местного отделения ЛДПР в составе группы московских коллег.

 Андрей, чем тебя удивили Приморье и Находка в частности?       

В частности, удивили тем, что я впервые за многие годы своей карьеры вынужден скрывать лицо, потому что несколько опасаюсь за собственную безопасность.

Признаюсь, что я в Приморье и Находке впервые, но к визиту подготовился заранее, получив нужные сведения из интернета. Очень удивило обилие информации на криминальные темы. Сам город понравился своей природой и красивыми пейзажами, сносными дорогами, но довольно отсталой инфраструктурой. Но самое сильное впечатление — это огромное количество крепких парней криминальной наружности на избирательных участках, создающих ощущение, будто провалился во времени лет на 25 назад. Поверьте, это разительно отличает Находку от других российских городов, где молодежь выглядит более миролюбиво и современно.

Ты работал в различных регионах страны. Есть ли принципиальная разница в политических предпочтениях приморцев по сравнению с жителями других территорий? 

Не могу судить обо всем Приморье, но в Находке явно ощущаются протестные настроения. С 90-х годов население сократилось на 30 000 человек, город стагнирует, ключевые отрасли экономики находятся в глубоком кризисе, кроме портов, которые перерабатывают в основном уголь, в свою очередь, ставший источником экологических проблем. Если раньше была значительная прослойка людей, зарабатывающих хорошие деньги на японских автомобилях, то сегодня этот бизнес практически зачах, и новых идей для массовой занятости жителей реализовать не удалось. В довершение ко всему, ужасное состояние дороги Находка-Владивосток фактически отрезало город от остального Приморья, хотя сейчас какие-то работы на трассе ведутся.

Для того, чтобы вытащить город из кризиса, нужны реальные программы развития и создания новых рабочих мест, однако если все сведется к появлению двух экологически не совсем понятных заводов (нефтехимического и по производству удобрений), это может спровоцировать очередную волну миграции и протестных настроений. Поэтому говоря о политических настроениях в Находке, «Единая Россия» не пользуется здесь безоговорочной поддержкой, и я думаю, что многие склоняются к партиям системной оппозиции, таким как ЛДПР или КПРФ.

Есть ли различия в стиле и методах ведения предвыборной кампании в Находке по сравнению с другими городами страны?

Разница колоссальная. Так сложилось, что я очень много лет работал на «Единую Россию» во многих регионах страны, и хорошо понимаю, как работает партия власти. Если вначале для достижения нужного результата кое-где применялись сомнительные методы, то в дальнейшем внутренние требования кардинально изменились и сегодня руководящие структуры «ЕДРа» требуют максимально прозрачных выборов, инициируя через большинство в Госдуме необходимые ужесточения наказания в законодательстве за предвыборные махинации.

В центральных регионах страны проводится общая и последовательная линия, что партия власти, несмотря на кризис, ведет страну в правильном направлении и берет на себя ответственность за происходящее в стране. Практически нет такого понятия, как покупка голосов, ставка делается на чистые избирательные технологии, естественный административный и партийный ресурс, привлечение к управлению страной по-настоящему компетентных и уважаемых людей. Самое главное, что «Единая Россия» ведет диалог с населением и пытается объяснить свою позицию, воюя за умы и души людей, а не за желудки и какие-то низменные потребности.

Но методы, которые применяются здесь, просто поражают. По внутренним ощущениям, в Находке ведется не кампания, а антикампания, и если другие политические партии принимают какие-то меры по повышению явки и привлечению внимания избирателей, то представители «Единой России» делают все наоборот. Я убежден, что их цель – сушка явки, и все предпринимается для того, чтобы как можно меньше людей пришло на выборы 10 сентября, а ставка делается на фальсификацию и незаконный привоз людей в период досрочного голосования.

Фактически под «Единую Россию» в Находке закладывают большую свинью — население же видит, кто в основном идет на досрочное голосование: маргиналы, бедняки и престарелые люди, а в роли поводырей у них бородатые качки со свирепыми лицами. Ну и какое после этого будет доверие к партии власти? Сегодня в Находке происходит ампутация нормальности. Окончательно воцаряется цинизм, вранье, прямая уголовщина и подлог. Ставшего вдруг неугодным секретаря территориальной избирательной комиссии и кандидата от партии «Единая Россия» Юрия Кайдановича бьют в живот средь бела дня под зданием администрации, а местный политсовет даже не выступил с осуждением этого инцидента. Параллельно другие члены ТИКа ставят мировые рекорды по скорости оформления заявлений на досрочное голосование. Мой коллега общался с некоторыми членами участковых избирательных комиссий и они, не стесняясь рассказывают о том, как и сколько вбрасывали фальсифицированных бюллетеней, и сейчас готовы сделать тоже самое. Парадоксально, но многие из этих людей даже не понимают, чем рискуют, их используют как слепых котят, убеждая, что никто ничего не узнает.

Но самое страшное, это настоящая вакханалия беззакония, творящаяся  сегодня в Находке. Взрывы, поджоги, нападения и угрозы физической расправы находятся за гранью дозволенного. Зарева от сожженных зданий неугодных политиков в Находке – это погребальные костры иллюзий людей, надеявшихся на честные и правовые методы ведения избирательной кампании.

 

 Насколько интересна нынешняя избирательная кампания в Находке с точки зрения предвыборных технологий?

Фарс есть, драма есть, но драматургии нет. Почти всю выборную кампанию большинство кандидатов от «ЕДРА» шли под флагом общественной организации «Делаю город лучше», которую связывают с депутатом краевого парламента Русланом Маноконовым. И только дней за десять до выборов этих же кандидатов на рекламных материалах перекрасили в цвета «Единой России». С точки зрения избирательных технологий, крайне спорная ситуация, ведь за неделю до выборов невозможно сделать грамотную сшивку людей из общественной организации с правящей партией. Глупость избирательного штаба местных единороссов? Не думаю. Единственное возможное объяснение – команда Руслана Маноконова (как утверждают, главного ответственного за партийный результат в Находке) настолько сомневается в честном успехе партии в Находке, что пустила своих кандидатов под флагом собственного движения, с их точки зрения, менее токсичного для восприятия избирателей, нежели «Единая Россия». И понимая, что в честной борьбе можно и проиграть, эти ребята, видимо, решили сделать упор на грязные технологии и насилие, что мы сегодня и наблюдаем.

В списке кандидатов от «Единой России» очень не хватает известных и уважаемых людей, которые бы вызывали доверие избирателей. Но довольно много непонятных фигур с мутными биографиями и неясными целями. Что эти люди могут полезного, умного и доброго сделать для жителей Находки, а самое главное, куда и как поведут они этот город? Они вообще понимают, что такое бюджет, ЖКХ или социальная сфера?

Для того чтобы разобраться в происходящем, надо четко понимать цели основных интересантов. Главный человек, который организует сегодня предвыборный процесс в Находке, это очень ресурсный депутат краевого ЗАКС Руслан Маноконов, который вместе с предыдущим мэром Олегом Колядиным фактически 12 лет правили Находкой. И было тут тихое болотце, в котором даже лягушки по команде квакали. Но сегодня, когда в городе появился новый, достаточно самостоятельный мэр, выросли другие амбициозные лидеры, Руслан Александрович крайне не хочет терять контроль над городом, где у него большинство в местной Думе, свой спикер, много своих людей в муниципалитете, важнейших МУПах и избиркоме. Поэтому, главная задача Маноконова максимально нашпиговать Думу лояльными людьми, (проще говоря, кивалами) ведь кто имеет контроль над Думой, тот фактически и правит городом. Очевидно, что под флагом «Единой России» сегодня в находкинскую Думу пытаются зайти люди не губернатора или полпреда, а этакие преторианцы Руслана Маноконова, которые будут преданны лично ему.

Говоря об особенностях ведения предвыборной кампании другими партиями, честно говоря, глазу тоже не на чем остановиться. Все стандартно – баннеры, листовки, агитаторы. Конечно, местный ресурс у КПРФ, ЛДПР и других партий намного меньше, чем у Единой России, зато у них есть потенциальный козырь – лидеры этих партий очень живо реагируют на выборы в регионах и своим авторитетом могут поддержать  местных кандидатов. Владимир Жириновский уже обратился в Администрацию Президента, ЦИК и к губернатору Приморья по поводу нарушений в  Находке. Не исключено, что Владимир Вольфович пообщается и с федеральными СМИ. А вот у находкинских единороссов подобной возможности не будет – грамотные и влиятельные люди из федерального центра могут оказать публичную поддержку только тогда, когда понимают, что не вляпаются в местечковые какашки.

Андрей, а какие «грязные» технологии применяются сегодня в Находке?   

Прежде всего, уже упомянутое выше досрочное голосование. Есть такое понятие как траффик, то есть количество голосов, которые физически могут обработать члены ТИКа. И ставится задача привести как можно больше избирателей в этот период, чтобы выиграть выборы еще до выборов. Учитывая, что досрочное голосование длится 10 дней, я думаю, что проголосует не меньше 5000-6000 человек. При планируемой явке 15-20 процентов, это огромная цифра. Интересны методы, которыми осуществляется досрочное голосование. По телефонам рассылаются предложения проголосовать за 100 рублей, а прямо перед зданием Думы, где находится участок для досрочного голосования, стоят автомобили с фамилиями кандидатов от «Единой России» и агитационными материалами, хотя любая агитация запрещена на расстоянии менее 50 метров от избирательного участка. Картину дополняет заботливо натянутая заградительная лента, а также крепкие парни криминальной наружности, которые патрулируют все подходы к избиркому и само здание. В их задачи входит обеспечение беспрерывности процесса досрочного голосования за нужных кандидатов и противодействие чужим досрочникам. Больше всего в этой истории удивляет полное бездействие правоохранительных органов —  сразу видно, кто в городе главный.

Много вопросов накопилось и к самому избиркому, в частности, председателю ТИК Татьяне Мельник и ее заму Виталию Сопатенко. Многие кандидаты от оппозиционных партий жалуются на грубое отношение, нарушение процессуальных норм и запрет на фото-видеосъемку, при помощи которой кандидаты и их представители пытаются фиксировать нарушения во время досрочного голосования.

Что же касается самого дня голосования, то тут тоже есть свои методы. К примеру, печально известная «карусель», когда на избирательный участок приходит некто, не являющийся избирателем по данному округу. Существует система опознавания, при помощи которой ангажированный член избиркома понимает, что перед ним стоит «карусельщик». Как вариант, это может быть календарик в паспорте, визитка, или какая-то другая метка. Член комиссии заранее знает, кто из избирателей игнорирует все выборы, и именно за такого человека и «голосует» подставное лицо. Нередко вброс нужных бюллетеней осуществляется и самими членами комиссии, кроме того, умудряются просто переписывать протоколы с избирательных участков и т.д.

Что общество может противопоставить предвыборным манипуляциям?

Власти и правоохранительные органы обращают внимание на беззакония всегда, когда они становятся достоянием гласности. У любого губернатора на столе находится сводка или  результаты мониторинга СМИ со всеми негативными и резонансными событиями, протестными явлениями или ЧП. Уровень происходящего сегодня в Находке – безусловно, предмет внимания не только региональных, но федеральных СМИ и уровней власти.

Взрывы, поджоги, нападения, угрозы – все это можно сравнить с бурлящим котлом, у которого вот-вот сорвет крышку. Но если, не дай Бог, произойдет что-то непоправимое, тогда в Находку приедут все, и никому мало не покажется. И вот пока этого не случилось, необходимо чтобы все происходящее стало достоянием гласности. Общество и СМИ должны дать очень четкий сигнал тем, кто может предотвратить правовой беспредел, и тем, кто может на него пойти.

Силовиков и политиков федерального уровня сейчас в Приморье более чем достаточно, учитывая начинающийся Восточный экономический форум, к которому будет приковано внимание половины планеты и многих мировых СМИ. Поэтому еще не поздно изменить ситуацию и провести образцово-показательные выборы в одном из ключевых городов российского Дальнего Востока. Ну а жители Находки должны определиться со своим амплуа в этом предвыборном спектакле – играют ли они главную роль, или довольствуются ролью статистов, которым закулисный режиссер не дает даже сказать и слова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

835 просмотров всего, сегодня нет просмотров