Рубрика: Из соцсетей по строчке Мнение

Обсуждаем новую структуру Правительства Алтайского края.

Обсуждаем новую структуру Правительства Алтайского края. Новое управление труда и занятости населения (УТЗН) — это хорошо забытое «старое» УТЗН?
В предложенной структуре органов власти края вновь появилось Управление труда и занятости населения (УТЗН). Так уж вышло, что я был первым и единственным начальником «старого» УТЗН (2008-2013 г.г.). И хотел бы высказать свои мысли по поводу этого второго пришествия УТЗН!
Как это было?
Я возглавил УТЗН в 2008 году.

В то время активно шел процесс передачи полномочий в сфере занятости от Федерального центра на региональный уровень. Возникла объективная необходимость в управлении сферами труда и занятости. Было принято решение объединить их.
В конце 2008 года уже проявился экономический кризис. Он повлек за собой скачок безработицы, падение уровня заработной платы работников и сильное напряжение в обществе.

В центрах занятости выстраивались огромные очереди. Никто тогда к этому готов не был. И решения вырабатывались «на ходу».

Это стало для всех нас хорошим уроком, что надо «готовить сани летом…». Пришло понимание того, что экономика вошла в полосу турбулентности.

Следовательно, готовность к кризисным явлениям должна быть постоянной! А инструментарий у службы труда и занятости – адекватным современным вызовам.
Когда я только приступил к работе, первое, что меня удивило – это наличие в крупных (городских) центрах занятости — саун, бассейнов, спортзалов и гостевых номеров.

Которые содержались за деньги налогоплательщиков, но к технологии работы не имели никакого отношения!

Вспоминаю случай, когда я еще только проходил согласование в Москве на должность начальника управления.

А мне даже туда звонил директор одного из ЦЗН и пытался «получить добро» на приобретение ультрамодной душевой кабины для сауны.
Пришлось срочно все это ликвидировать, а где-то вместе с организаторами.
Второе с чем я столкнулся – это мешающая работе «междоусобица» работников «труда» и работников «занятости», возникшая в ходе объединения.

Надо отдать должное «трудовикам», они тогда были более готовы к «новой жизни». А у «занятости» сильнее была развита «корпоративность», ведь там работало много родственников, друзей и просто – «своих».

Как мне сказали на «мальчишнике» по поводу вступления в должность: «трудовики» – тебе не помощники, а работники «занятости» — тебе вообще работать не дадут!
Но других кадров у меня не было. Пришлось срочно менять структуру УТЗН и расстановку штатов таким образом, чтобы в создаваемых отделах, где это было возможно, коллективы стали смешанными. А все работники «труда» и «занятости» съехались в одно здание.
Третье – это отсутствие у большинства работников понимания новых реалий и новых задач. Да и желания что-то менять и меняться самим тоже особо ни у кого не было. 
Нужна была новая «корпоративная культура», ориентированная на клиентов, на решение их ситуаций, на результат. Требовался переход к активным формам политики занятости, к новому мышлению. И это было, пожалуй, самое сложное. Ведь у нас в крае была и есть самая большая в стране сеть центров занятости!
Для решения этих и других актуальных задач пришлось менять технологию работы, отстраивать систему управления персоналом, учить работников по специальной программе «корпоративного обучения», укреплять материально-техническую базу и др.

Активно начали переводить свою работу «в цифру». Одними из первых в крае мы стали проводить по проблемным вопросам труда и занятости еженедельные видеоконференции.
Наша работа не раз отмечалась положительно коллегами из других регионов и вышестоящими руководителями. И я благодарен всем тем, кто вместе со мной менялся сам и менял ситуацию к лучшему!
В принятой тогда стратегии развития центров занятости, красной нитью проходила мысль, что их работа не сводится к функциям социальной защиты.

Необходима более тесная связь с экономикой территорий, активное взаимодействие с работодателями в формате социального партнерства, содействие развитию предпринимательства и т.п.

В то время нам удалось внедрить проект развития социальной ответственности работодателей. Он не имел аналогов в стране и предусматривал систему государственной (муниципальной) поддержки и протекционизма для тех субъектов хозяйствования, которые соответствовали заданным критериям социальной ответственности.

Впервые в крае нами стала проводиться социальная экспертиза решений и проектов в экономике.
Но в 2013 году было принято решение о курсе на интеграцию УТЗН с социальной защитой. Это означало добровольный отказ от «игры в нападении» и переход к «игре в защите».

Лично я тогда занял принципиальную позицию и с таким решением не согласился!
Как есть и как будет?!
Позже (уже без меня) произошло окончательное объединение Управления социальной защиты и Управления труда и занятости населения — разных по духу, по «развитости», по задачам.

Сегодня это Министерство труда и социальной защиты населения края. Были перераспределены и размыты уникальные ресурсы УТЗН. Центры занятости потеряли самостоятельность и стали структурными подразделениями территориальных Управлений социальной защиты.

Ряд профессиональных кадров ушли из системы. Некоторые специализированные помещения были забраны и перепрофилированы. Показательным является и то, что в структуре социального Министерства, важное для экономики края направление «труд» до сегодняшнего дня так и не обрело своего руководителя!
В новой структуре органов власти края края, предложенной губернатором В.П. Томенко, УТЗН появилось вновь!

Но теперь уже не в социальном блоке, как это было ранее, а в экономическом.
Что это значит?! На мой взгляд, это перегруппировка сил и средств власти для организации «прорыва» в экономике.

Это желание власти использовать социальные технологии, для решения задач экономического развития. Это поиск новых возможностей межсекторного социального партнерства институтов власти, общества и бизнеса (в различных комбинациях) для решения не только социальных, но и экономических проблем.

И, наконец, это переход к созданию эффективной системы кадрового обеспечения экономики края. Такие наработки велись и в «старом» УТЗН.
Какие издержки понесет край в результате выделения УТЗН из Министерства, я пока не знаю. Могу лишь предположить, что значительные. Самая сложная задача – это воссоздать все то, что составляло уникальный потенциал УТЗН, заново организовать деятельность сети учреждений – ЦЗН, наладить их работу «в нападении».
Задачи – широкомасштабные, проблем много! Но для меня все же осталось не понятным, почему в новой структуре предполагается статус Управления труда и занятости, а не Министерства? Неужели в философском споре «труда» и «капитала» опять побеждает «капитал»?! 
Пожелаем же успеха Губернатору и его новой команде УТЗН!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

487 просмотров всего, сегодня нет просмотров