Рубрика: В центре внимания здоровье Общество Политика

Почему алтайские села рискуют столкнуться с уменьшением объема выездной медпомощи

Лицензируйтесь или не приезжайте

При заключении договора аренды помещений, которые находятся в краевой собственности, частникам в проект договора необходимо обязательно включить пункт получения лицензии. Нововведение Минздрава повлечет дополнительные сложности для частных медицинских клиник и сильно усложнит им возможность работы в селах, заверяют некоторые представители отрасли. В результате могут проиграть все: частные медицинские центры, жители деревень, которые готовы платить за прием у хорошего специалиста, но теперь не смогут так просто попасть на прием. Впрочем, некоторые фирмы, возможно, от этой ситуации только выиграют. Если получат заветные документы…

«Согласно статьи 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вполне можно организовывать оказание медпомощи вне медицинских организаций. Казалось бы вопрос доступности медицины на селе можно решить просто дав добро руководителям сельских ЦРБ приглашать к себе специалистов из города для оказания медпомощи. Однако такой вопрос не только не поднимается, но наоборот с ним целенаправленно борются», — рассказал руководитель одной из частных клиник.

Он подчеркивает, что вопрос медицинских кадров в Алтайском крае стоит остро. Только по официальным данным показатель укомплектованности врачами в регионе составляет 67,5%, средним медперсоналом — 77%, при этом немалая часть нынешнего состава — пенсионеры. Согласно данным из официального сайта Минздрава Алтайского края по итогам второго квартала 2023 года в сельских ЦРБ имеется 198 вакансий, 110 в городах Алтайского края, 115 в Барнауле.

Собеседник добавляет, что Алтайский край — регион с высоким уровнем заболеваемости раком, что отмечал заместитель председателя комитета АКЗС по здравоохранению и главный онколог края Александр Лазарев. Соответственно выявляемость онкологии на ранних стадиях — одна из стратегических задач алтайской медицины.

«Возникает закономерный вопрос, как решать задачу оказания медпомощи населению и ранней выявляемости онкобольных в таких непростых кадровых условиях», — продолжает руководитель клиники.

Первоначально алгоритм работы был таким. ЦРБ и клиника, оказывающая выездную медпомощь, заключали договор аренды помещений с последующим выездом мобильной медицинской бригады. Прием пациентов шел в арендованных помещениях больницы. Но предстоящее лицензирование все перечеркивает, уверяют частники.

Другой владелец такой клиники из Барнаула рассказал, что по новым правилам работать в сторонней медицинской организации технически возможно, но оказывать потом там медпомощь практически нереально. По лицензионным правилам оборудование, мебель, компьютеры и все остальное, вплоть до швабр и перчаток должно быть у каждой организации свое. Поэтому для соблюдения правил необходимо каждый раз завозить несколько фур оборудования и мебели в ЦРБ, а затем вывозить их.

«Иными словами вместо решения вопроса Минздрав занимается формализмом, который никак не улучшает раннюю выявляемость болезней в селах, — считает руководитель частного медцентра. — Чиновники из министерства здравоохранения ссылаются, что выездная медпомощь у нас регламентирована приказом № 543н федерального Минздрава, согласно которому выезд возможен только на медицинском комплексе. Однако один такой комплекс стоит не менее 30 млн рублей, при этом включает он только два-три кабинета специалиста. Значит с учетом потребности в специалистах, таких комплексов нужно как минимум три на один район из 60».

Следует заметить, что в ФЗ № 323 есть норма о том, что в России много регионов и каждый со своими географическими, климатическими, социальными и другими особенностями. Поэтому вопрос, как лучше оказывать первичную помощь, оставили на усмотрение самих субъектов федерации.

«Алтайский край переживает не самые лучшие времена с доступностью медпомощи. Может нашему Минздраву пора поднять вопрос на краевом уровне и дать разработать реальный закон о выездной медицине, минимизирующий формализм и улучшающий доступность. Причем примеры такие есть в Новосибирской и Ленинградских областях. Этот вариант не затратен и позволит решить насущную проблему», — заключил спикер.

Трудные требования

Участники отрасли констатируют, что по всей стране государство вынуждено оптимизировать учреждения здравоохранения. Даже в ЦРБ сложно попасть на прием к узким специалистам. Часто приходится долго ждать, пока отправят к ним в Бийск или Барнаул. От выявления заболевания до помещения пациента в специализированное медучреждение может пройти много времени. В это время заболевание может прогрессировать, при некоторых диагнозах время — критический фактор. Часть мощностей госсистемы можно заместить выездными бригадами частных клиник, при условии, что они будут востребованы среди сельчан, уверены руководители клиник.

Примерно об этом же говорят и сами пациенты. «У нас сейчас врачей почти не осталось, многие сельчане пользуются услугами выездной медицины, когда приезжают представители частных клиник, — рассказала жительница Волчихи Ирина Шароватова. — Мне неудобно ездить в Барнаул. Мне и сыну нужен окулист, невропатолог, эндокринолог. С условно бесплатной медициной в Барнауле в какие суммы мне обойдется дорога? А если мне нужно отвезти сына? Билет до Барнаула у нас стоит 1200, вдвоем — уже 2400. Туда-обратно — 4800. А ведь еще нужно питание, время в пути. Когда я узнала о проблемах частных клиник лицензией на выездную работу, то расстроилась. Посмотрим, может сторонам удастся договориться».

Опасения частных клиник разделяет эксперт Межрегиональной общественной организации содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национального комитета общественного контроля по Алтайскому краю» Иван Такленок: «Проблема охвата выездной медпомощью серьезна, здесь речь идет о благополучии и жизни человека. Острая нехватка специалистов в госмедучреждениях — это несвоевременно поставленный диагноз, либо вообще отсутствие качественной помощи, особенно в удаленных районах региона, где также есть и проблемы транспортной доступности. На мой взгляд, выездная медпомощь способна решить проблему нехватки врачей в госучреждениях».

Что стоит за решением Минздрава Алтайского края по ужесточению требований получения лицензии для частных клиник? На этот вопрос эксперт ответил следующим образом: «Если бы причины касались только улучшения качества обслуживания населения, в таком случае необходимое ужесточение — обосновано и справедливо. Если мы говорим, что выездная мобильная бригада частного, хочу отметить, уже лицензированного медучреждения, использует помещения госаппарата здравоохранения для приема и работы с населением. Тогда каким образом дополнительное адресное лицензирование повлияет на качество медобслуживания в этом случае? Соответственно, возникает вопрос, для чего Минздрав края выбрал такую тактику? Почему не опереться на ФЗ 323 и на законодательном уровне не урегулировать вопросы выездной медицины, разрешив работать частным медучреждениям без доплицензии? Получение адресной лицензии сопряженно с трудновыполнимыми и обременительными требованиями, такими как работа со своим инвентарем и оборудованием в короткий период приема пациентов. В течении дня привезти разгрузить, обработать оборудование, принять пациентов и в обратном порядке, обработать, загрузить и увезти инвентарь — фактически невозможно. Так и принятие решения о заключении договора аренды помещения необходимого для лицензирования зависит от согласия главного врача госмедучреждения, что наделяет его возможностью заключать такие договоры с кем захочется, по своему личному усмотрению. Пример Новосибирской области — разумный подход. Учитывая, что законодательная база на основании ФЗ 323 позволяет субъекту регулировать порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи, Минзрав края, вопреки разумности, усложняет и ограничивает работу частным медучреждениям, не обращая внимания на мнение населения».

Позиция Минздрава

За комментариями по этой проблеме «МК на Алтае» обратился в Министерство здравоохранения Алтайского края. В ответе на наш запрос сказано, что в регионе есть более 20 ЦРБ, которые обслуживают население менее 15 тысяч человек. По штатам на такое количество населения узкий специалист не предусмотрен, потому что нет возможности обеспечить его должной нагрузкой, чтобы он состоялся как квалифицированный специалист. Поэтому в удаленных населенных пунктах региона развивают выездные и дистанционные формы работы.

Минздрав перечисляет номенклатуру современного медицинского оборудования, купленного за последние годы, в том числе для сельских больниц, ФАПов или выездных бригад. В крае между населенными пунктами курсируют девять передвижных комплексных центра, мобильные ФАПы, выездные бригады, куда входят доктора ведущих медучреждений края. Они организуют сотни выездов в районы, где проводят тысячи исследований.

Ссылаясь на российское законодательство, регламенты Росздравнадзора и Роспотребнадзора, функции правоохранительных органов, Минздрав края отмечает следующее: «При заключении договора аренды помещений, являющихся краевой собственностью, с частными медорганизациями в проект договора подлежит обязательному включению пункт о необходимости получения лицензии в срок не более двух месяцев с момента заключения договора. Обращаем внимание, что данная мера не является ужесточением, а принимается в рамках действующего законодательства и с учетом принципов качества оказания медицинской помощи, гарантированных базовым нормативно-правовым актом в сфере здравоохранения — ФЗ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ. На территории Алтайского края в системе ОМС работают 46 частных медорганизаций. Для решения вопросов сотрудничества в целях оказания качественной и доступной медпомощи жителям края региональное Министерство здравоохранения регулярно проводит встречи с представителями частных медцентров».

МК Барнаул

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

291 просмотров всего, сегодня нет просмотров