Рубрика: Общество

Почему алтайские театры не приносят прибыли?

В России нет ни одного государственного театра, в котором его собственный коммерческий заработок от продажи билетов и других видов деятельности превышал бы годовые расходы. К такому выводу пришли журналисты РБК, проанализировав данные годовых отчетов театров, опубликованные на сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.

Театральная бухгалтерия

Если не учитывать дотации, в Алтайском крае также нет ни одного коммерчески успешного государственного театра. Это следует из опубликованных учреждениями годовых отчетов.

Большие деньги в «театральной бухгалтерии» уходят на содержание зданий, коммунальные услуги, на зарплаты артистам и персоналу. К примеру, в Алтайском театре драмы расходы на коммуналку в прошлом году составили почти 4 млн рублей, на зарплаты работникам ушло 39 млн рублей. При этом чистый коммерческий доход учреждения составил 26,3 млн рублей. Около 42 млн рублей дохода – это государственные субсидии.

Наименование учреждения Общая сумма доходов (с учетом субсидий), руб. Коммерческий доход, руб Общая сумма расходов, руб. Условная прибыль (с учетом субсидий), руб
Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина 67 604 458,54 26 320 658,54 71 266 506,45 — 3 662 047,9
Алтайский государственный театр музыкальной комедии 78 498,90 33 054,90 78 469,10 29,8
Алтайский государственный театр для детей и молодежи им. В.С. Золотухина 54 470 890,11 12 802 890,11 53 888 568,46 582 321,7
Алтайский государственный театр кукол «Сказка» 17 343 400,00 7 068 400,00 17 627 800,00 — 284 400
Бийский городской драматический театр 17 697 365,73 6 497 624,43 17 840 336,72 — 142 971
Рубцовский драматический театр 7 844 413,63 2 375 331,83 7 167 943,06 676 470,5
Культурный центр «Театр им. А.К. Брахмана» города Рубцовска 3 121 759,54 1 134 437,15 3 938 217,87 — 816 458,2

* данные официального сайта для размещения информациио государственных (муниципальных) учреждениях за 2016 год

Ни один алтайский театр не окупит свои расходы коммерческой деятельностью, то есть непосредственно продажей билетов на спектакли. Как рассказала экс-директор Молодежного театра Алтая Татьяна Козицына, театры вынуждены жить на государственные дотации, потому что театральное искусство по своей сути никогда не подразумевало коммерцию.

«Ответ на вопрос об окупаемости театров лежит как в финансовой сфере, так и заложен в смысле самого искусства. Оно по своей сути не может быть прибыльным, от него нельзя требовать коммерческой окупаемости и равнять с киосками, потому что театр – это не массовое, а элитарное искусство. В плане финансово-хозяйственной деятельности огромные затраты приходятся на коммуналку, содержание зданий, ведь они очень часто оказываются памятниками архитектуры. Если отрешиться от творческой деятельности, театр – это настоящий завод со своими работниками и цехами, только производить шедевры по заказу он не сможет, тогда это будет не искусство», — считает Татьяна Козицына.

За свой счет

Убыточность театральной деятельности ничего не говорит об успешности театра. Оказывается, театр считается успешным, если его собственная коммерческая прибыль составляет минимум 25% от тех дотаций, которые он получает от государства.

«Есть очень мало театров, которые живут на свои деньги. Но такие примеры есть. Успешный драматург, режиссер Николай Коляда основал в Екатеринбурге авторский театр. Он живет на свои деньги, но даже тут они не в полной мере свои. У частных театров всегда есть спонсоры», — рассказала Козицына.

Как отметил в интервью «Комсомольской правде» директор Академического театра им. Вахтангова Кирилл Крок, спонсорская поддержка театров в большей степени развита за границей, а целевое финансирование государством происходит только в России.

«В мире они [театры] живут по-разному, в основном на гранты мэра или муниципалитета. Конечно, такого целевого финансирования, как у нас, когда около 600 государственных театров существуют за счет госдотаций, нигде не существует. Но за границей развита система частной поддержки. Если коммерческая структура или банк жертвует деньги на театр, он получает серьезное налоговое послабление. Наше законодательство не предполагает никаких налоговых преференций для бизнеса», — сказал Крок.

Театры «душат» налогами?

По мнению арт-критика из Барнаула Вадима Климова, театры могут приносить прибыль, если будет скорректировано налогообложение учреждений. Эксперт рассказал «ПОЛИТСИБРУ», что сейчас театры «душат» налогами — государство выделяет деньги и тут же забирает. А все это делается затем, по мнению Климова, чтобы заставить театр делать то, что нужно государству.

Задания для театров государство и правда дает. Учреждения должны поставить определенное количество спектаклей, обслужить определенное количество зрителей и заработать установленную сумму денег. Например, в алтайском театре драмы по плану за 2016 год нужно было обслужить 75 тысяч зрителей, провести 16 публичных выступлений и т.д. К слову, со всеми показателями театр справился.

«Театры могут быть вполне рентабельными, если мы правильно выстроим налоговую базу или хотя бы сделаем более прозрачное налогообложение. Наше государство обкладывает государственные же театры гигантскими налогами. Все разговоры об убыточности театров — это очередная спекуляция, чтобы показать населению, что театры должны делать то, что от них требует власть», — считает Климов.

В алтайской Музкомедии подтвердили, что налоговые отчисления действительно выливаются в приличные суммы, но эти затраты возвращаются вместе с субсидиями.

Такого же мнения придерживается и Татьяна Козицына — налоги здесь не при чем.

«Налоги платят все, независимо от того, театр или какое-либо другое бюджетное учреждение. Налогообложение распространяется на всех в равной степени», — отметила она

Такова доля искусства

Коммерческая убыточность театров – это норма. Причем норма не только для России, но и для всего театрального мира. Даже самые большие и престижные театры уходят в минус и выживают благодаря государственным дотациям. Такова доля искусства, считают эксперты, ведь шедевры не могут рождаться ежедневно.

«Всякому человеку, посвятившему жизнь творчеству, нужно помогать и протягивать руку», — добавляет Татьяна Козицына.

В случае театров эта помощь оказывается государством – так было и, вероятно, так будет всегда. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

232 просмотров всего, сегодня нет просмотров