Рубрика: Образование и культура

Почему в Барнауле закрывают частные вузы?

В этом году в Барнауле примерно в одно и то же время лишились аккредитации сразу три высших негосударственных учебных заведения: Алтайская академия экономики и права (ААЭП), Алтайский институт финансового управления (АлтИФУ) и Алтайский экономико-юридический институт (АЭЮИ). Журналисты попытался разобраться в причинах закрытия частных вузов: действительно ли от них избавляются в целях повышения качества образования, или же за этим стоят какие-то другие цели государства?

Что дал мониторинг?

С 2012 года Министерство образования и науки ведет мониторинг эффективности вузов. Он оценивает кадровый потенциал, публикационную активность преподавателей, общий объем научных исследований, материально-техническое обеспечение, а также трудоустройство выпускников. Кроме того, для оценки финансового обеспечения учитывается также средняя заработная платапреподавателей по отношению к средней заработной плате в регионе.

В качестве первого предупреждения при выявленных нарушениях начинает действовать запрет на прием абитуриентов. Далее — временная приостановка действия государственной аккредитации. Последняя стадия санкций — полное лишение вуза аккредитации.

Наличие у вуза свидетельства о государственной аккредитации подтверждает соответствие деятельности высшего учебного заведения федеральным государственным образовательным стандартам. В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. При этом, вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву. 

От государственной аккредитации нужно отличать лицензию на право ведения образовательной деятельности. Лицензия выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность. 

20 февраля Рособрнадзор приостановил действие госаккредитации АЭЮИ. 12 июля вуз был лишен аккредитации по всем направлениям подготовки в связи с неисполнением предписаний. В качестве причин называлось то, что не был соответствующим образом оформлен штат педагогов, вуз не был оснащен необходимым материально-техническим обеспечением для обучения студентов, а также были нарушения в образовательной программе.

31 августа было приостановлено действие лицензии у ААЭП. Об этом стало известно только 3 сентября, поэтому, не будучи проинформированной, академия начала учебные занятия с первого числа. В академии якобы не было медпункта, рабочих программ по трем учебным дисциплинам, а также базовое образование двух преподавателей не соответствовало профилю преподаваемых дисциплин. Общая численность студентов – около 1200 человек. Практически всех перевели в АлтГУ. Только студентов выпускных курсов ААЭП по специальности «Таможенное дело» перевели в Сибирский государственный университет путей сообщения.

13 сентября в государственной аккредитации образовательной деятельности отказали АлтИФУ. Несоответствия были выявлены в части требований к условиям реализации направлений подготовки «экономика», «бизнес-информатика», «менеджмент», «государственное и муниципальное управление». Как сообщается на сайте вуза, по итогам собраний из 742 студентов института 486 написали заявления о переводе. 406 человек захотели перевестись в Институт мировых цивилизаций, 78 заявлений подано в Барнаульский филиал Финансового университета при Правительстве РФ и два в Алтайский государственный аграрный университет.

Отметим, что АЭЮИ и ААЭП были основаны практически в одно и то же время (июль 1993 года), в то время как АлтИФУ относительно молодой вуз (основан в 2006 году). Направления подготовки студентов вузов были схожими: «юриспруденция», «экономика», «менеджмент», «бизнес-информатика», «государственное и муниципальное управление».

В общей сложности более 2000 студентов из этих трех коммерческих вузов перевелись в другие, в основном, государственные вузы. Учитывая, что учились они на платной основе, то соответственно и перевелись на тех же условиях.

Как все начиналось?

В 2009 году то, что количество вузов в России может сократиться на треть, предсказывал ректор Национального университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов.

В 2012 году была начата работа по оценке вузов. В 2013 году в Минобрнауки и в образовательных кругах чаще обсуждалось массовое закрытие филиалов, а не частных вузов. Считалось, что лишь в исключительных случаях филиал мог получить право на дальнейшее существование. «Если филиал играет системообразующую роль в регионе или является единственным в своей области, тогда его оставляли. Но в 80% случаев по филиалам все-таки принимали решение о закрытии», — пояснял результаты мониторингов бывший замминистра образования и науки Александр Климов. Тогда же Российский студенческий союз (РСС) выступил с заявлением против тотальных «зачисток». «Массовое сокращение филиалов может привести к снижению качества образования, сокращению бюджетных мест в вузах и росту социальной напряженности в студенческой среде», — сообщалось на сайте РСС.

В 2014 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что наиболее сложная ситуация сложилась в негосударственных вузах и их филиалах: «Зачастую это связано с тем, что вуз не способен обеспечить просто необходимый уровень образовательных программ». Он также подчеркивал, что почти половина студентов в России учатся на юридических и экономических специальностях, но такое количество юристов и экономистов стране не нужно. «Очевидно, что нам не нужны бесполезные учебные заведения, которые штампуют невостребованных специалистов, это перегружает рынок труда работниками низкой квалификации», — заявлял Медведев.

С начала 2015 года полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) существенно расширились. Тогда надзорный орган получил право без суда приостанавливать действие, а в случае неустранения нарушения — лишать вуз или филиал государственной аккредитации.  

Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов в 2015 году объяснял такие поправки следующим образом: «Существует огромное количество псевдовузов, которые берут деньги за учебу, а затем выписывают диплом, не осуществляя никакой образовательной деятельности. При этом закрыть такие вузы до принятия закона было достаточно сложно. Для этого Рособрнадзору необходимо было дважды выигрывать судебные процессы, причем по месту нахождения этого вуза. А если судья был выпускником этого вуза, то это делало ситуацию неразрешимой. Поэтому встала необходимость изменить процедуру для того, чтобы появился инструмент для закрытия шарашкиных контор».

В том же году бывший министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявлял, что количество вузов в России сократится на 40% в ближайшие годы. Закрывать министр планировал негосударственные высшие учебные заведения – «конторы по продаже дипломов», а также филиалы вузов (сообщалось, что их будет закрыто до 80%).  

Опыт Барнаула показывает, что уже на сегодняшний день в городе остались лишь государственные университеты. Каждый из них имеет свой профиль подготовки студентов. Именно туда и переводят студентов из вузов, лишенных госаккредитации. Согласно цифрам, предоставленным Главным управлением образования и науки Алтайского края, в 2015 году в Алтайском крае всего обучалось 86 тысяч человек в государственных вузах и около 14 тысяч в частных.

Массовая чистка?

Мнения местных экспертов относительно массового закрытия частных вузов разделились.  

Начальник отдела взаимодействия с органами высшего образования в Главном управлении образования и науки по Алтайскому краю Евгений Кайгородов отметил, что действительно в настоящее время частные вузы испытывают проблемы с прохождением государственной аккредитации и действием лицензии. Ряд частных образовательных организаций практически полностью лишается своих студентов. Этот процесс, по словам Кайгородова,  связан, прежде всего, с повышением качества высшего образования.

«Повышенные требования в области высшего образования – это необходимость. Дело в том, что высоким требованиям сейчас должно отвечать и общее образование: программы НИКО (Национальные исследования качества образования) и ОГЭ (Основной государственный экзамен) используются в этих целях», — говорит Кайгородов. Кроме того, он заметил, что если против вуза вводится какая-то одна санкция, то ему уже трудно будет избежать других. Такая ситуация произошла с ААЭП, когда за запретом на прием абитуриентов последовало автоматическое лишение вуза аккредитации.

Доцент кафедры теории и истории государства и права АлтГУ Антон Васильев, ранее преподававший в ААЭП, позитивно оценивает то, что частные вузы лишают аккредитации, в частности в Алтайском крае. Он считает, что качество образования в негосударственных вузах уже давно вызывало вопросы. В большинстве случаев закрытие частных вузов имело под собой действительно веские основания, одним из главных критериев была оценка качества подготовки специалистов. По мнению Васильева, «частники», в свою очередь, в основном преследуют материальную выгоду в ущерб качеству образования.

Проректор по учебной работе Алтайского государственного аграрного университета (АГАУ) Иван Косачев также считает, что политика упразднения частных вузов преследует благие цели. По его мнению, решения о закрытии частных образовательных учреждений справедливы. В качестве исключения из общего правила Косачев отметил ААЭП. «На мой взгляд, ААЭП готовила действительно сильные кадры», — прокомментировал проректор АГАУ.  

Директор Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Иванова считает, что реформы Министерства образования в первую очередь нацелены на повышение качества образования. «Проводятся глубинные проверки всех направлений деятельности вузов. Соответственно, нельзя называть их результаты безосновательными. Вопрос только может вызывать степень прозрачности организации проверочных и оценочных процедур», — прокомментировала Иванова.

Кроме того, она обратила внимание на то, что 13 октября Общественный совет при Рособрнадзоре одобрил документы, регламентирующие его деятельность. Валерия Иванова считает, что налаживание эффективного диалога между федеральной службой и обществом – очень важный аспект.  Обеспечение обратной связи – это уже большой шаг в вопросе открытости политики Рособрнадзора.

Директор Алтайского филиала РАНХиГС Игорь Панарин отметил, что как к государственным, так и к частным вузам предъявляют одинаково высокие требования. «Сегодня действительно существует тренд на сокращение общего числа вузов по стране. Я вижу в этой политике главную цель – оставить «на плаву» только сильные вузы и филиалы с высоким качеством образования», — прокомментировал Панарин. Он также сказал, что государственные вузы обладают бОльшим ресурсом для того, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям и поддерживать качество образования. «По-настоящему жаль, что достойные частные вузы не смогли удержать свои позиции. Что же касается тех образовательных учреждений, которые не справлялись со своей задачей должным образом, — наверное, здесь всё произошло вполне закономерно. Если кто-то из них будет пробовать восстановиться – безусловно, это их право», — резюмировал Игорь Панарин.

С другой стороны, есть мнение, согласно которому лишение частных вузов аккредитации – это целенаправленная массовая чистка. Директор лишенной аккредитации ААЭП Александр Тен считает, что сокращение количества частных вузов – это массированная атака со стороны федеральных чиновников. Он говорит, что данное явление связано с грядущей приватизацией государственных вузов, которая может начаться в ближайшие пару лет. «Цели, преследуемые Минобрнауки, скорее направлены не на благо, а на подрыв экономики, ведется некая антинародная политика», — комментирует ректор ААЭП. Он упомянул, что процессы приватизации уже затронули образовательные учреждения Казахстана.

По словам Евгения Кайгородова, нет никакой законодательной базы для приватизации государственных вузов, хотя ничего плохого в государственно-частном партнерстве он не видит. 

Чего ждать?

В Алтайском крае не осталось нормально функционирующих головных негосударственных вузов. По прогнозам, в ближайшее время темпы ликвидации частных вузов должны замедлиться. Однако пока данные результатов мониторинга вузов Рособрнадзором говорят об обратном. Только за период с 26 августа по 13 октября 2016 года государственной аккредитации полностью лишены 14 вузов, из которых 12 – частные, и только два – государственные.

Некоторые алтайские вузы постараются восстановиться в своих правах, в частности АлтИФУ и ААЭП.

Директор лишенного аккредитации АлтИФУ Александр Парубов заявил, что по крайней мере через год вуз имеет право попытаться восстановить учебный процесс и набор студентов. Кроме того, руководством вуза был рассмотрен вариант поиска университета, который бы согласился создать филиал на базе АлтИФУ. «Мы прорабатывали этот вопрос в Новосибирской области и в Республике Алтай, но пока что вузы регионов считают это нецелесообразным», — пояснил Парубов.

Александр Тен подчеркнул, что уровень образования в ААЭП был достаточно высоким, материально-техническая база — на достойном уровне, выпускающиеся специалисты были востребованы на рынке труда. «По результатам одного из мониторингов 2015 года наши выпускники были на втором месте по средней заработной плате среди выпускников алтайских вузов. На региональном и краевом уровне мы всегда получали поддержку со стороны властей», — поделился Александр Тен. По его мнению, закрытие частных вузов не только лишает их преподавательский состав куска хлеба, но и является финансово затратным для студентов, не говоря уже о переживаниях, связанных с переменой места учебы. «Мы безусловно рассчитываем восстановиться через суд», — заверил Тен.

*****

Сегодня строятся прогнозы относительно того, сколько останется вузов в будущем. В 2010-2011 году было 1115 вузов. По данным Института социологии РАН и Центра социального прогнозирования и маркетинга в 2018-2019 учебному году в России будет наблюдаться минимальное количество образовательных организаций высшего образования, а именно 877. Общее число вузов в России к 2029-2030 учебному году начнет увеличиваться и составит к тому времени 1058.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

450 просмотров всего, сегодня нет просмотров