Рубрика: Образование и культура Общество

Существовало ли право первой ночи?

Варварский обычай, известный как «право первой ночи» или «право господина», прочно ассоциируется с эпохой Средневековья.

Считается, что феодалы (крупные землевладельцы, дворяне или рыцари, получившие надел и крепостных за службу) проводили с крестьянской девушкой, только что вышедшей замуж, первую брачную ночь.

Хотя существование подобной традиции стало почти что догмой, многие историки до сих пор сомневаются, что право первой ночи действительно было распространено в Средние века.

Ж. Гарнье. Право первой ночи
Ж. Гарнье. Право первой ночи

Традиции язычества

Скорее всего, в эллинистических государствах (Древней Греции и Риме) этот дикий ритуал полностью отсутствовал.

Во всяком случае ни единого упоминания о нём не сохранилось.

Совсем иначе дело обстояло у племенных народов Европы — готов, вандалов, кельтов, викингов.

В древних языческих культах брак был не просто союзом мужчины и женщины, но скорее — священным действом, в котором главную роль играли не новобрачные, а глава рода или шаман.

Именно вожди разжигали брачные костры, приносили жертвы и становились первыми мужчинами невесты, которая не принадлежала мужу, а считалась собственностью всей общины.

Вероятно, эти языческие традиции и стали основой возникшего позже права первой ночи.

От Одона Клюнийского…

Существование обычая подвергается сомнению прежде всего потому, что упоминаний о нём, датированных временными рамками Раннего и Высокого Средневековья, почти не осталось.

В. Поленов. Право господина
В. Поленов. Право господина

О дворянине, требующем любви чужой невесты, а позже направленным Господом на путь истинный, в одном из своих сочинений рассказывал монах-бенедиктинец, живущий в X веке Одон Клюнийский. Подобный случай описан в поэме о Бодуэне де Себурке, относящейся к XIV веку.

Зато позднее, начиная с XVI века, о праве первой ночи писали многие историки, философы и писатели.

В Позднем Средневековье о подобной традиции упоминал шотландский философ Гектор Бойс в труде «Историческая Шотландия».

По мнению Бойса, этот обычай ввел легендарный шотландский правитель (существование которого не доказано) Эван III, а упразднил — король Шотландии Малькольм III под влиянием своей супруги, святой Маргариты Шотландской.

Право первой ночи Малькольм заменил меркетом — денежным налогом на брак, который крестьянин выплачивал землевладельцу.

Домыслы Гектора Бойса подхватили и переписали многие историки Британских островов, добавляя, правда, что в цивилизованной Англии, в отличие от Шотландии, такой традиции не существовало.

О праве первой ночи в XVI веке упоминал писатель Антуан дю Вердье, в XVII веке — Мигель де Сервантес. Ещё позднее к этому историческому факту обращались Шарль де Монтескьё, Вальтер Скотт, Вольтер.

Л. Мелинг. Право первой ночи
Л. Мелинг. Право первой ночи

… до Фридриха Энгельса

Особенно бурные дебаты о существовании обычая развернулись в конце XIX—начале XX веков. Защитники католицизма (к примеру, французский журналист Луи Вейо) утверждали, что этого обычая не существовало, противники церкви доказывали обратное.

В числе последних был и Фридрих Энгельс, опубликовавший обширный труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в котором сообщал, что право первой ночи — реально существовавшая средневековая практика.

Точка в этом вопросе не поставлена до сих пор, однако право первой ночи до сих пор считается одним из непременных атрибутов Средневековья.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

536 просмотров всего, сегодня нет просмотров