Рубрика: В центре внимания Мнение Образование и культура Общество Политика Так и живем! Что делать?

244 года со дня рождения Петра Фролова — автора первой в мире железной дороги

 

Скупые строчки биографии, за которыми стоит поистине колоссальный труд.

( Промониторил  все СМИ накануне и сегодня,  к сожалению забываем мы свою историю, наплевательски относимся к ней, особенно царского периода истории России и края)

Пётр Козьмич  Фролов , родился  27 января 1775 года (16 января 1775 по старому стилю), в Змеиногорский руднике,  государственный деятель, горный инженер, изобретатель и организатор горнозаводского производства на Алтае;  первой в мире железной дороги на конном ходу, томский губернатор (1822—1830), российский сенатор.

Родился в семье небогатого горного инженера чина полковника ,ответственного за модернизацию производства Колывано-Воскресенских заводов и  рудников потомственного нетитулованного дворянина, изобретателя первой лежневой дороги и много других новшеств, Козьмы Дмитриевича Фролова (29.06.1728—09.03.1800)

В 1793 году закончил Петербургское горное училище.

В чине шихтмейстера поступил на императорские Колывано-Воскресенские (Алтайские) заводы, служил «по маркшейдерской должности и заведованию лесов» на Змеиногорском, а затем на Гольцовском, Семёновском, Лазурском и 8-м рудниках.

В 1797 г. заведовал припасами на Сузунском медеплавильный заводе.

В 1798—1801 гг. руководил поставкой свинца с Нерчинских на Колывано-Воскресенские заводы.

Фролов задумал построить железную дорогу в 300 километров, но денег ему дали только на двухкилометровую ветку между Змеиногорским рудником и Змеевским сереброплавильным заводом.

В 1809 году в Змеиногорске уже новой Томской губернии железнодорожная ветка была сдана в эксплуатацию, значительно облегчив труд казенных рабочих.

(в 2019 году исполняется 210 лет со дня ее открытия, возможно и на Алтае вспомнят об этом событии, и это войдет в реестр памятных событий на Алтае)

С 1801 г. — маркшейдер, затем форстмейстер при Барнаульской чертёжной.

В 1804—1805 гг. составил карты Иртыша и его притоков.

В 1806—1807 гг. вносил предложение о постройке конных рельсовых путей заводского назначения общей длиной более 150 км, а также сети водных путей сообщения; проекты не были приняты.

В 1806 г. представил горному ведомству разработанный им проект чугунной дороги от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода;

Выгода была настолько очевидна, что в этом же году проект был утверждён. В эксплуатацию дорога длиной около 2 км — первая в России чугунная дорога с конной тягой — была сдана в 1809 году и функционировала более 25 лет[9].

В 1808 г. руководил постройкой судов собственного изобретения и опытным сплавом на них руд в Барнаул по Алею и Оби.

В 1808—1809 гг. проделал большую работу по упорядочению казённой библиотеки.

С 1811 г. — начальник чертёжной департамента горных и соляных дел в Петербурге;

В этот период:

-Исследовал устье р. Камы для определения возможности постройки здесь соляных магазинов (1812);

— Изучал варианты доставки соли с озера Эльтон на Волгу с помощью канала или «чугунной дороги» (1812—1813), составил первый проект такой дороги (не осуществлён);

— Инспектировал Старорусский солеваренный завод для изыскания средств к его восстановлению (1814);

— Исследовал причины ропота крестьян на Белорецких заводах Пашкова (1815).

— В 1817 г. назначен начальником округа Колывано-Воскресенских заводов

— В 1822 году одновременно — Томским гражданским губернатором.(Управление осуществлялось из Барнаула)

При его содействии и по его инициативе:

— Введены доменное и железное производства на Гурьевском заводе (1819),

— Прекращена плавка серебра на Сузунском заводе (завод остался только медеплавильным),

— Увеличена чеканки монеты с 250 тысяч руб. до 350 тысяч руб. в год,

— Увеличена выплавка свинца настолько, что с 1824 по 1830 г. не требовалась его поставка из Нерчинского завода; увеличилась выплавка железа, чугуна; производство серебра стабилизировалось на уровне 1000 пудов в год.

— Управление приписными крестьянами выделено (Высочайшим указом 22 июня 1822 г.) из ведения горного начальства и передано особым управителям, что давало приписным крестьянам некоторую возможность обжалования действий горного начальства,

— Утверждено учреждение об управлении сих заводов и положение о мастеровых и приписных к заводам крестьянах (Высочайшим указом 16 апреля 1828 г.), в соответствии с которым мастеровые стали получать бесплатный провиант,

— Построены первые в Западной Сибири бумажная фабрика и типография,

— Основаны метеорологическая и магнитная станции,

— В Барнауле началось строительство горного госпиталя, училища и богадельни с церковью, обелиска в честь 100-летия горного дела на Алтае (этот архитектурный ансамбль позже стали называть «уголком Петербурга»),

-В 1823 году основан Краеведческий музей (совместно с доктором Фридрихом Геблером), для которого по его приказу были изготовлены 43 модели станков, машин, механизмов, в том числе модель «огненной машины» Ивана Ползунова

— В Барнауле появился первый бульвар — на просп. Ленина (тогда пер. Московский).

В 1830 г. вышел в отставку в чине обер-берггауптмана 4 класса и уехал в Санкт-Петербург.

В 1831 г. вновь поступил на службу с производством в тайные советники и назначен сенатором. Вместе с сенаторами Борисом Княжниным, Кочубеем и князем Голицыным

С 1837 г . — член временного совета по управлению государственным имуществом. Кроме того, председательствовал в комиссии при департаменте государственных имуществ по выяснению дел о конфискованных имениях.

С 26 декабря 1837 г., с учреждением министерства государственных имуществ, назначен членом совета министерства. Одновременно состоял членом особого присутствия при 1-м департаменте Сената для рассмотрения проекта откупных условий

В 1838 г. — председателем комиссии для устройства управления государственными имуществами в западных губерниях,

В 1839—1843 гг. членом присутствия Сената по производству торгов на питейные откупа.

Известный собиратель и знаток старинных русских книг, картин, других произведений искусства. Часть коллекций подарил музею, казённой библиотеке, а также Демитриевской церкви (картины религиозного содержания), Императорской публичной библиотеке.

Об интеллигентности Петра Козьмича на горнозаводском Алтае и затем в Томской губернии сложены легенды.

Из-за его честности и принципиальности говорили: «Не боюсь ни огня, ни меча, а боюсь Фрола Козьмича».

Был награждён орденом Святого Станислава и более высшим орденом — орденом Святой Анны. Могли быть и другие ордена, особенно к получению высших должностей в столице. Однако информации об этом нет в имеющихся кратких биографических справках.

http://новостиалтая.рф/2018/12/шесть-рукопожатий-возможно-на-алтае-е/  Шесть рукопожатий: Возможно на Алтае еще одна страница истории будет открыта

 

http://lawinrussia.ru/content/bez-proshlogo-net-budushchego-s-chego-nachinaetsya-rodina  Без прошлого-нет будущего.

 

http://lawinrussia.ru/content/uslyshit-li-vlast-ne-pomnya-svoyu-istoriyu-my-poteryaem-rossiyu  Услышит ли власть? Не помня свою историю, мы потеряем Россию.

 

http://lawinrussia.ru/content/mitropolit-sergiy-postavil-zadachi-po-vozrozhdeniyu-istoricheskoy-pamyati-regiona  Митрополит Сергий поставил задачи по возрождению исторической памяти региона

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

937 просмотров всего, сегодня нет просмотров